Во сколько ребенок начинает жевать?

С какого возраста можно давать твердую пищу и как научить ребенка ее жевать?

Этапы перехода будут такими:

  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.

Как научить ребенка жевать

Многих молодых родителей волнует вопрос: как научить ребенка жевать? Когда ребенок должен начинать жевать пищу?
Жевательный рефлекс проявляется приблизительно к полугоду. Можно заметить, дав в этом возрасте малышу сушку, что он энергично пытается ее кусать.
Некоторые считают, что так ребенок пытается чесать десны, но чаще ребенок тянет в рот твердые предметы при просыпающемся жевательном рефлексе. Так малыш учится жевать. Нужно не упустить этот момент, так как через пару месяцев, как только у ребенка появятся зубки, жевание для него будет сложной задачей. Поэтому нужно развить навыки жевания еще до того, как покажется первый зубик.
Природой заложены многие рефлексы, в том числе и сосательный. Однако даже при кормлении грудью малышу не сразу удается правильно сосать. Так же и с жевательным рефлексом, нужно тренировать его, давая малышу сначала боле густую пищу, чем обычно, чтобы он постепенно учился глотать ее, проталкивая язычком и работая челюстями.

Когда ребенок должен начинать жевать пищу?

Пищеварительный тракт развивается вместе с остальными органами и системами, усовершенствуется ферментация, мышечные волокна желудка, кишечника, и через некоторое время он готов переваривать и мелкие кусочки еды.
Если малыш привык есть протертую пищу, его пищеварительная система начинает «лениться», затрудняя усваивание еды. Жевательные мышцы не развиваются, а это, как говорят специалисты, может привести к недоразвитию овала лица, а также неправильно сформировать прикус. Ортодонты, конечно, помогут исправить эту проблему, но лучше предупредить все возможные нарушения, чем потом с трудом исправлять их.
Некоторые мамы жалуются, что малыш отказывается жевать. Нужно ли его обучать этому? Почему он ленится жевать? А причина может быть банальной – многие молодые мамочки чаще всего используют для питания ребенка специальные протертые готовые пюре. Это очень удобно, не требует времени и дети отлично растут, питаясь подобной пищей. Ребенок здоров, и никто не обращает внимания до поры до времени, что он ест только протертую однородную еду. Но если к двум годам наблюдается такая же картина, родители начинают волноваться и ищут решение проблемы.

Нужно ли обучать ребенка жевать?

Специальных методик, обучающих жеванию, нет. Самое главное для родителей – вовремя создать условия для того, чтобы малыш постепенно осваивал навык жевания, развивал его и со временем научиться справляться с твердой едой.
Детям сложно осваивать навык жевания еще и потому, что это время обычно сопровождается болезненными ощущениями в деснах, так как режутся зубки.
Как только появились первые зубки, малыш в состоянии пережевывать не очень твердую пищу.
Молодым мамочкам, которые предпочитают пюре промышленного производства, советуем читать на этикетках, для какого возраста предназначен тот или иной продукт. Каждый продукт, будь то пюре или каша быстрого приготовления, различаются по возрастной направленности. Каждая стадия «взросления» продукта различается степенью измельчения. Детям постарше предназначаются продукты более густые, содержащие небольшие кусочки пищи, чтобы ребенок начинал учиться работать челюстями и язычком, стимулируя жевательный рефлекс. Эти продукты уже требуют начинать переходить с соски к кормлению из ложечки, что немаловажно для привития навыков, приучающих к обычной «взрослой» еде.
С 8-месячного возраста можно давать малышу протертую кашу с добавлением более густых комочков, пусть пытается жевать твердую сушку, размачивая ее слюной. Сушка – довольно обычный продукт, в ней мало содержится питательных веществ, но она вкусно пахнет и состоит из натуральных продуктов, поэтому это – идеальный «тренажер» для приучения к жеванию. Смоченные слюной кусочки сушки ребенок в состоянии проглотить и оценить их вкус. Сушка не должна быть посыпана маком, кунжутом или содержать изюм. Когда малыш что-то ест, за ним необходимо присматривать, чтобы он не подавился и суметь вовремя оказать помощь.
Все дети отличаются, это не проходит и мимо их вкусовых предпочтений. Некоторые очень легко переходят на густую пищу, другие едят лишь кусочки из тарелки, пробуя их на зубок, а другие совсем не проявляют интереса ни к какой еде, кроме протертой.

Попробуйте посадить малыша за стол вместе со всей семьей, пусть все едят одинаковую еду, например, легкий суп – вермишелевый, овощной. Дайте ребенку попробовать котлету, приготовленную на пару или фрикадельки, пусть он их пробует под вашим неусыпным контролем. Подайте ему разложенные цветные кусочки овощей, пробуйте их сами и хвалите их вкус. Малыш всегда склонен к подражанию, поэтому тоже обязательно возьмет кусочек. Пусть он поначалу не будет съедать все, докармливайте его привычной пищей. А со временем он сам попросит другой, «взрослой» еды.

Видео о том что поможет ребенку научиться жевать

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу

От количества и разнообразия пищи зависит запас витаминов и питательных элементов, поступающих в организм малыша. С рождения и до полугода в этом плане всё просто — его можно кормить или грудным молоком, или адаптированной детской смесью. Но с введением прикорма многие родители задаются вопросом: как научить ребёнка жевать и когда начинать давать ему твёрдую пищу.

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью. Процесс «научения» запускается с введением прикорма. Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.

Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма

Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:

  • влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
  • содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
  • способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).

Часто логопеды настаивают на одновременном лечении ребёнка у ортодонта и гастроэнтеролога, которые помогают наладить процесс пищеварения и исправить форму челюсти. Если родители упустят время, малышу может потребоваться оперативное вмешательство, а также занятия с дефектологом для налаживания речи.

Этапы формирования жевательного рефлекса

Учить малыша жевать нужно постепенно — резкий переход с жидкой пищи на твёрдую может стать причиной стресса и отказа от незнакомой еды. В этом вопросе главное — не упустить время.

Малыш старше 10 месяцев не должен постоянно давиться, принимая пищу. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Условно этапы формирования рефлекса можно разделить на три возрастные категории:

  • 6–12 месяцев — это время введения прикорма, который начинается с пюре и жидких каш. Малыш, пытаясь распробовать и проглотить пищу, выполняет движения губами и челюстями, подобные жевательным. С 8 месяцев нужно оставлять в пюре маленькие комочки пищи (например, приготовленных на пару овощей), которые со временем будут становиться больше;
  • от 1 до 2 лет — к началу второго года жизни у малыша в среднем 6–8 зубов. В это время нужно поощрять его интерес к твёрдой пище. Некоторые мамы продолжают давать преимущественно жидкую и пюреобразную еду, но если не начать знакомить кроху с кусочками, в дальнейшем развить жевательный рефлекс будет сложнее;
  • с 2 лет — в норме ребёнок должен хорошо пережёвывать твёрдую пищу (в том числе свежие фрукты, мясо). Именно в два года начинается процесс развития зубочелюстной системы: правильного прикуса и жевательных мышц. Организм запоминает, сколько слюны, ферментов и желудочного сока нужно вырабатывать. Если к 2 годам малыш не может жевать, родителям необходима консультация врача.

После полугода можно давать ребёнку знакомый овощ или фрукт в ниблере. Для того чтобы выдавить сок, малышу понадобится совершать жевательные движения и достаточно сильно сжимать дёсны. Это стимулирует работу челюстных мышц, а на подсознательном уровне мозг запоминает нужные действия.

Ниблер — это специальная сеточка из плотного нейлона или силикона, внутрь которой можно поместить кусочки овощей или фруктов, хлеб, печенье

Нормальная мама должна после того, как начинается прикорм, постепенно изменять консистенцию продуктов питания, делая их всё более густыми и включающими в себя всё большее количество твёрдых комочков. По этому же принципу идёт большинство цивилизованных производителей баночного питания. В зависимости от возраста, на который ориентирована конкретная баночка с конкретным овощным пюре, консистенция и размер плотных комочков меняется. Печенье и яблоки перестают быть рискованными тогда, когда на долю продуктов, подлежащих жеванию, приходится более 50% суточного объёма еды. Когда это произойдёт, сказать трудно, но мне кажется, что после полутора лет так уже должно быть обязательно.

Возможные проблемы: малыш давится, боится глотать, еда вызывает рвоту

Ребёнок, который привык получать пищу только в жидком виде, не всегда сразу воспринимает более плотную консистенцию. Во многих случаях дети начинают выплёвывать еду, отворачиваться от предложенной ложки с новым блюдом или капризничают. При попытке накормить малыша встречаются следующие ситуации:

  • ребёнок категорически отказывается есть пищу кусочками — причинами могут быть лень (зачем жевать, если можно получить вкусную еду другим путём) или слишком резкий переход (кроха не понимает, что делать с попавшим в рот кусочком);
  • во время еды малыш часто давится — для него непривычно глотать пищу другой консистенции, но со временем он учится управлять языком и с помощью жевательных движений проталкивать кусочки в ротовую полость. Давать понемногу новые продукты нужно после основного кормления — сытый ребёнок не будет пытаться быстро утолить голод, а значит сможет ощутить новую консистенцию;
  • при попытке проглотить кусочек возникает приступ рвоты — это может происходить из-за неправильной техники кормления (мама слишком глубоко вводит ложку). Объём детской ложечки не должен быть более 3 мл, касаться ей нужно кончика или середины языка. Если приступы рвоты происходят часто, необходимо обратиться к неврологу и гастроэнтерологу, чтобы исключить проблемы со здоровьем;
  • ребёнок боится жевать и глотать — для такого страха всегда есть причина (раньше во время еды он сильно подавился и испугался, мама давала из этой ложечки горькое лекарство). В такой ситуации нужна консультация педиатра.

Не стоит давать ребёнку лекарства из той посуды, которая используется во время кормления — у малыша могут возникнуть неприятные ассоциации, ведь дети хорошо запоминают детали.

Преодолеть рвотный рефлекс во время кормления помогает специальный массаж. Его могут делать логопеды, используя марлевую салфетку (ребёнок пытается выталкивать её изо рта с помощью языка) или деревянный шпатель (им нужно постепенно дотрагиваться до кончика языка, продвигаясь к корню). Так малыш привыкает к новым ощущениям и уже не испытывает позыва к рвоте при кормлении из ложечки.

Ребёнок старше 10 месяцев не должен постоянно давиться во время еды. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Пищу кусочками нужно вводить постепенно, начиная с одной ложки в день и со временем заменяя жидкую еду твёрдой пищей

Жевательный рефлекс у детей с особенностями

Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем или особенности развития, сложности с процессом пережёвывания пищи могут быть связаны именно с ними: синдром Дауна, гипертонус мышц, недостаточное развитие мелкой моторики.

Синдром Дауна

«Солнечные дети» очень часто испытывают проблемы с формированием и развитием жевательного рефлекса. Это связано со снижением тонуса языка и челюстных мышц. Практически у всех малышей с таким диагнозом наблюдается минимальная чувствительность в ротовой полости, то есть ребёнок плохо ощущает, какая пища попала ему в рот, не может задействовать язык и челюсти для её пережёвывания и глотания.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

Особенным детям нужно помогать осваивать навыки жевания, так как сделать это самостоятельно им очень трудно:

  • при кормлении озвучивать все действия, показывать процесс жевания на своём примере, пытаться сделать так, чтобы малыш начал повторять эти движения;
  • выбирать продукты, которые нетрудно раскусить (например, бананы, мягкие груши);
  • помогать руками (дотрагиваться до щёк малыша, как бы провоцируя его работать челюстями, подставлять руку под подбородок, объясняя ему принцип жевания).

Чтобы научить жевать ребёнка с синдромом Дауна, может уйти много времени и сил. Это большой труд, который будет вознаграждён искренней улыбкой «солнечного» малыша.

Другие факторы, влияющие на умение особенных детей жевать и глотать

Существует несколько распространённых причин, связанных со здоровьем, которые влияют на возможность ребёнка воспринимать твёрдую пищу:

  • проблемы с дыханием (аденоиды, заложенность носа в следствие респираторного заболевания);
  • пониженный тонус мышц (в том числе и мышц языка);
  • снижение чувствительности (дети с такой проблемой просто не ощущают пищу во рту);
  • патологии развития ротовой полости (чаще всего это врождённые дефекты, которые требуют оперативного вмешательства).

Для того чтобы ребёнок с особенностями развития научился жевать еду, нужна помощь медиков.

При отсутствии жевательного рефлекса не происходит образования желудочного сока и пищеварительных ферментов. Это может привести к развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Нежелание жевать пищу может быть вызвано проблемами со здоровьем, которые требуют медицинского лечения

Детские психологи и педиатры дают несколько рекомендаций, следуя которым обучение малыша жеванию и глотанию пройдёт легче:

  • использовать ниблер;
  • есть вместе с ребёнком (ставить тарелку малыша рядом со своей, чтобы он видел, как кушают родители);
  • позволять крохе изучать столовые приборы и играть с ними;
  • покупать специальные детские каши с кусочками фруктов или готовить их самостоятельно (промышленные продукты обычно дополнительно обогащены витаминами);
  • вместо блендера разминать пищу вилкой (так её консистенция будет не совсем однородной);
  • ни в коем случае не ругать ребёнка, если он выплёвывает еду и не хочет жевать. Нужно продолжать пробовать каждый день — со временем кроха поймёт принцип и привыкнет.

Учим малыша жевать твёрдую пищу — видео

Опыт родителей

А у нас в пять-шесть месяцев было уже 6 зубов. Я яблоко очищала от кожуры и давала «зубки почесать». Супы-борщи немного вилкой разминала и всё, не доводила до однородной консистенции… Ну и корочки хлеба, сушки, сухарики… Что ещё? Макаронины длинные сахаром посыпала и разрешала руками в них «повозить», естественно, что-то в рот попадало. До-о-о-о-олго сидел смаковал макаронины кусочек. А в год мы тоже ели всё не перетёртое, а кусочками.

Мы начали с банана в ниблере в 7 месяцев, так она поняла, что дёснами нужно молоть пищу. Потом дали огурец в 8 месяцев, когда зубы только резались. Она его сосала и немного мяла дёснами, потом перешли на хлебушек «свойский», я ей по чуть-чуть мякушку давала, она уже хорошо жевала, ну а потом сушки купила обычные, яблоки твёрдые обрезала, чтобы в руку ложились… Если откусывает большой кусок и понимает, что прожевать не может, то выплёвывает без тени сомнения. Вот так постепенно ребёнок понял для чего ей дёсны и зубки… Я сама боялась, но муж настоял, что пора и был прав. Но тут надо за ребёнком наблюдать постоянно, быть начеку каждую секунду и смотреть, готов ли ребёнок к следующему этапу…

Мелкому год и 2 месяца, примерно месяцев с 11 ребёнкиных у меня было нечто вроде лёгкой паники, как только дело касалось жевания или чего-нибудь погрызть, муж ругался, говорил, что так сын никогда не начнёт жевать сам. Но это скорее была моя психологическая неготовность к научению дитя жеванию — из-за того, что старший в своё время очень сильно подавился в таком возрасте). Начинали с сушек (покупала не такие, которые легко грызутся, а которые «размусоливаются» во рту), детского печенья «Агуша». Супы сначала на блендере, потом толкушкой толочь стала, овощи постепенно не в пюре, а кусочками, сначала помельче, потом всё крупнее и крупнее. Сейчас жуём и откусываем (хотя в 11 месяцев было 6 зубов, а сейчас на 1 больше — я думала что неудобно дитю с таким количеством зубов жевать, ан нет — ещё как грызёт всё. Ни в коем случае куски не запихиваю: усаживаю за стол, ставлю перед ним тарелку с едой, даю детскую вилку и ложку — сам выбирает в процессе чем есть будет, не исключено, что руками. В итоге сейчас даже супы уже может кушать сам. Правда, не без потерь — всё кругом в еде, но мастерство придёт со временем.

Мой тоже очень долго давился, приучались на кашах Любопышки (Хайнз) (там шарики маленькие воздушные) плюс макароны звёздочки тоже Любопышки. А вообще, нам уже 2,6, едим уже практически всё, а той едой, которая не нравится (борщ, гречка) до сих пор может давиться. А вот с конфетами, вафлями и печеньем таких проблем нет.

У нас тоже долгое время давилась и её рвало при этом. Но потом как-то само прошло. Одно время давала ей фрукты в ниблере. Сейчас ей полтора года, кушает детские печеньки (они во рту подтаивают), любит корочку хлеба, кушает банан (он мягкий), может погрызть немножко грушу или яблоко, огурчик (без кожуры). Варёные овощи я давлю вилкой, остаются кусочки, но не огромные, ест с удовольствием.

Жевательный рефлекс очень важен для развития ребёнка. Этот навык влияет не только на процесс пищеварения, но и на внешность: ортодонты обращают внимание, что недоразвитие челюстей, искривление прикуса и зубов могут быть следствием отказа от твёрдой пищи в определённом возрасте. Если при всех попытках родителей научить малыша жевать и глотать кусочки он не умеет делать это к двум годам, нужно обратиться к специалисту.

  • Наталия Волобуева

Познание нового и самосовершенствование — главные критерии в работе, которую всегда стараюсь выполнить качественно!

Развитие жевательного и глотательного рефлексов – это важный этап в развитии младенца. Навыки жевания позволяют предупредить поперхивание в более взрослом возрасте, улучшить развитие речевой функции, сохранить здоровье пищеварительного тракта. Мамы часто спрашивают у педиатров: как научить ребенка жевать, когда начать введение твердой еды.

Оглавление
  • Жевательный рефлекс у ребенка
  • Функции акта жевания
  • Причины трудностей в обучении
  • Последствия несформированной жевательной функции
  • Как научить ребенка жевать пищу

Жевательный рефлекс у ребенка

Акт жевания – это процесс дробления и измельчения пищи при помощи жевательного аппарата.

Для нормального измельчения еды необходима слаженная работа мышц языка, челюстей.

У ребенка жевательный рефлекс начинает формироваться после 6-месячного возраста. К этому периоду малыш начинает все тянуть в рот.

К 9 месяцам у ребенка уже есть несколько зубов, поэтому он вполне способен начинать кусать ими хлеб, печенье.

Важно развивать интерес к пище в этот период, так как жевательный рефлекс может затихнуть.

К 12-месячному возрасту младенец уже хорошо кушает пищу, размятую вилкой, и суп с мелкими кусочками.

Во время этого периода необходимо снизить частоту употребления пюреобразной пищи, чтобы малыш не ленился жевать.

Функции акта жевания

Жевание в первую очередь необходимо для хорошего усвоения пищи, так как малыш растет очень быстро, ему требуются минеральные вещества, витамины, белки, жиры, углеводы.

При хорошем прожевывании еды витамины и микроэлементы быстрее всасываются в кровь через стенки кишки.

Другие функции:

• Своевременное обучение акту жевания стимулирует навык глотания, предупреждает поперхивание во время еды после 1,5-2 лет.

• Предотвращение развития заболеваний органов пищеварительного тракта за счет адекватного измельчения пищи.

• Активация речевого центра, развитие артикуляционных мышц, стимуляция центра речи, предупреждение отставания речевого развития.

• Поддержание пищевого интереса, формирование вкусовых пристрастий.

• Предотвращение стоматологических болезней.

При своевременном начале обучения младенец нормально развивается, быстрее растет.

Причины трудностей в обучении

Есть ряд детей, которые не могут научиться жевать.

К основным причинам позднего развития жевательной функции относят:

• Позднее введение прикормов: своевременное введение прикормов готовит младенца к более грубой пище, тренирует мускулатуру языка, щек, формирует акт глотания.

• Длительное употребление ребенком еды с пюреобразной консистенцией: происходит из-за удобства использования покупных баночек, страха родителей, что малыш поперхнется, подавится.

• Длительное кормление кашами через бутылку, а не из ложки: тормозит развитие рефлекса к жеванию и глотанию.

• Гиперактивность грудничка: малыш не может сидеть спокойно во время трапезы, накормить из ложки в этом случае сложно.

• Отказ от еды и насильственное кормление.

• Отсутствие желания родителей кормить грудничка из ложки, перемалывать еду блендером, мять вилкой, так как эти манипуляции занимают много времени.

Все эти мероприятия замедляют формирование жевательной функции.

Последствия несформированной жевательной функции

При несформированном жевательном рефлексе малыш плохо пережевывает еду. При этом всасывание микроэлементов и витаминов затрудняется.

Плохо измельченная еда способна повредить стенки пищеварительного тракта.

На переваривание крупных кусков требуется больше ферментных веществ, что приводит к перегрузке пищеварительных желез.

Во время акта жевания зубы нагружаются, что укрепляет пародонт (десны, корни зубов). Если малыш не жует еду, у него может развиться болезнь пародонта, кариес, выпадение зубов.

Полезные советы мамочкам: ПИТАНИЕ И НЕ ТОЛЬКО ПО МЕСЯЦАМ

Жевание тренирует мускулатуру, которая участвует в артикуляции (произношении речи).

При отсутствии полноценной жевательной функции возможна задержка речи. Дети начинают позже говорить, пропускать и заменять буквы, нечетко проговаривать слова.

Если жевательная функция не развита, у ребенка в приоритете сохраняется пюреобразная консистенция блюд. Это затрудняет дальнейшее обучение навыку.

Как научить ребенка жевать пищу

Чтобы научить грудничка жевательному навыку, следует подавать пример. Все члены семьи должны показывать, как нужно пережевывать еду.

При этом ребенку можно выдать кусочек хлеба, перемолотый вилкой картофель, тушеные овощи и другие виды продуктов.

Чтобы вызвать интерес к еде, рекомендуется садиться за стол всей семьей, не позвав малыша.

При громких разговорах о еде младенца заинтересует процесс приема пищи, он придет к столу сам.

Нельзя торопиться усаживать грудничка за стол, чтобы интерес разыгрался еще больше.

Другие моменты обучения:

• Своевременное введение прикормов (сроки 4-6 месяцев).

• После введения новой пищи пюреобразную консистенцию (4-7 мес.) постепенно меняют на кашицу с более крупными частичками пищи (7 мес.), далее просто измельчают еду вилкой (к 8-9-месячному возрасту).

• К 11-12-месячному возрасту допускается предлагать младенцу твердую пищу. Блюдо в виде пюре дают отдельно от продуктов кусочками. Иначе ребенок выберет пюре, а не твердую еду.

Во время употребления твердой пищи малыш должен быть под присмотром, но не под пристальным надзором.

Чрезмерное внимание отталкивает малыша от еды. Не следует бояться, что грудничок подавится, так как малыш чувствует страх родителей.

Нормы потребления по возрасту

Возраст Консистенция, размер кусочков
4-6 мес. Пюреобразная консистенция или с крупинками по 0.3 мм в диаметре
8-9 мес. Пюреобразная консистенция с частичками по 1.5 мм
9-12 мес. До 3 мм
12-24 мес. Кусочки для глотания и прожевывания

На начальном этапе можно заворачивать кусочек пищи в марлевую тряпочку, дать младенцу.

Этот способ поможет натренировать мускулатуру. Для тренировки используют прорезыватели, сушки (большого размера).

Существует также современное приспособление «Ниблер». Он выглядит как ситечко. В сетку помещается кусок овоща или фрукта.

Малыш держит ситечко за ручку, пытается жевать. Крупные куски в рот не попадают.

После того как кусочек совсем смялся и измельчился, можно промыть ситечко, ошпарить, поместить туда другой кусок.

Продукты для тренировки жевания без приспособлений следует использовать те, которые младенец любит.

Это может быть яблоко, картофель, соломка, печенье, макароны, морковь, груша, кусочек котлетки и другие.

Для развития мускулатуры рекомендуется проводить массаж языка. Он помогает снижению выраженности рвотного рефлекса, улучшает работу язычных мышц.

Массажная процедура проводится в первый месяц обучения. Учить младенца рекомендуется в форме игры.

При успешном выполнении задания обязательно следует хвалить грудничка. Полезные советы:

• Не следует давать очень большие куски. Их неудобно держать и кусать.

• На тарелку продукты кусочками следует укладывать понемногу. Если малыш все съел, можно положить еще немного. Добавлять новую порцию следует только после того, когда он прожует предыдущую.

• Обязательно проводить гимнастику по развитию артикуляции. Занятия повышают силу мускулатуры челюстно-лицевого аппарата.

При соблюдении этих правил ребенок быстрее научится пережевывать кусочки продуктов.

Процесс обучения жевательной функции достаточно длительный. При своевременной и постепенной смене консистенции пищи грудничок не заметит, как научится жевать.

  • Об авторе
  • Недавние публикации

автор публикации ( редакция сайта ) ВРАЧ — ПЕДИАТР
Образование: Сибирский государственный медицинский университет.
Сертификат специалиста по специальности «Педиатрия»Ольга Кузнецова недавно публиковал (посмотреть все)

  • Kогда появляется молоко после родов — 11.05.2020
  • Стафилококк в грудном молоке — 07.05.2020
  • Ребенок не набирает вес — 30.04.2020

Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.

Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *