Шизофреногенная мать признаки

Парфенова О. А., Москва.

«Деспотичная» мать, «шизогенная» мать, «шизофреногенная» мать, «отвергающая» мать, «сверхопекающая» мать — термины, отражающие тип поведения матерей, введенные в практику психиатрами и психоаналитиками (в большинстве доступной литературы рассматриваются как синонимы) — тип матери, доминирующей и не заинтересованной в потребностях других, с сильной тревожностью и властностью, осуществляет постоянный контроль за действиями ребенка и зорко следит за четким исполнением написанного плана (в особенно тяжелых случаях, когда не встречает сопротивления, контроль может осуществляться и до пенсии «ребенка»).

Концепцию шизофреногенной матери предложила немецкий психиатр Фрида Фромм-Райхманн, которая развила представление Фрейда о том, что холодные или чрезмерно заботящиеся о воспитании родители могут привести в движение шизофренический процесс.

При лечении больных шизофренией она обратила внимание на их матерей и описала этих матерей как холодных, доминантных и незаинтересованных в потребностях ребенка. Эти матери постоянно сообщают о своем самопожертвовании, в то время как на самом деле используют детей для удовлетворения собственных нужд. Одновременно они проявляют гиперопеку и, в то же самое время, отвергают ребенка, т.е. дезориентируют ребенка и подобными действиями «готовят почву» для шизофренического функционирования.

Г. Бейтсон предложил теорию двойной связи, по которой возникновение и развитие шизофрении объяснялось, прежде всего, особенностями общения в семье больного: в детстве, в его семейном окружении. Длительное детальное (с подробной киносъемкой) изучение некоторых «шизогенных» семей, показало, что ребенок в такой семье находится в особых условиях, и ключевое положение в развитии болезни чаще всего — у матери.

Было установлено, что происходящее в этих семьях, плохо вяжется с обычным представлением о материнской любви: мать «вгоняет» ребенка в шизофрению с помощью точно описанного механизма, который Бейтсон назвал «двойной связью».

Мать, как правило, имитирующая отсутствующее чувство любви к своему ребенку, не выносит сближения с ребенком, но пытается поддерживать с ним связь, требуемую приличием.

Ребенок, нуждающийся в материнской любви, инстинктивно тянется к матери, поощряемый ее словесным обращением.

Но при физическом сближении у такой матери начинает действовать механизм отталкивания, который не может проявиться в прямой и недвусмысленной форме и маскируется каким-либо косвенным способом: мать придирается к ребенку по любому случайному поводу и отталкивает его, высказывая это на более абстрактном уровне, чем первичный уровень «материнской любви». У ребенка практически всегда находится какой-нибудь недостаток, он всегда оказывается в чем-нибудь виноват; например, его любовь к матери объявляется неискренней, потому что он не сделал того или другого. Таким образом, ребенок воспринимает противоположные сообщения, выражающие притяжение и отталкивание, и обычно на разных логических уровнях: притяжение выражается в более простой и прямой форме, а отталкивание – в более сложном, замаскированном виде, с помощью несловесных сигналов, мимики, жестов, или рассуждений, ставящих под сомнение его любовь к матери.

Оказалось, что практически все внушения матери в такой семье имеют двойной характер: на низшем уровне мать внушает ему, что он не должен драться с другими детьми, а на высшем, более абстрактном уровне – что он должен «защищать свое достоинство», «не давать себя в обиду», и т.д. Конечно, во всех случаях ребенок оказывается виновным, поскольку он не исполняет либо первого, прямого внушения, либо второго, косвенного. Этот конфликт между двумя уровнями общения, при котором ребенок «всегда виноват», и называется двойной связкой (двойным посылом).

У ребенка постоянно в ходе общения с такой матерью возникает практически безвыходная ситуация: «Если я хочу сохранить «любовь» матери, я не должен показывать ей, что люблю ее; но если я не покажу, что люблю ее, я ее потеряю».

Другие исследования в этой области показали, что больные шизофренией, как правило, уже в раннем детстве не давали матери особых поводов для беспокойств: быстро развивались, рано начинали говорить, легко отлучались от груди и привыкали к новой пище, быстро усваиваивали правила гигиены, редко плакали — одним словом, не доставляли матери беспокойства. Словно он (ребенок) существует, чтобы выполнять желания матери, было выдвинуто предположением, что уже в самом раннем возрасте на подсознательном уровне ребенок воспринимает истинные чувства своей матери и боится проявлять свои собственные желания и настаивать на их выполнении. Шизофреногенная мать воспринимает своего запуганного ребенка, не смеющего быть самим собой — как послушного и прекрасного.

Требования шизофреногенной матери, ее ожидания и формируют у ребенка первоначальную систему «ложного я».

Из него вырастет такой же удобный для всех взрослый — со сложной системой «ложного я», отвечающей ожиданиям многих людей. Но в какой-то момент баланс между полномочиями «истинного» и «ложного» я нарушается — «ложное я» становится все более самостоятельным и контролирующим все большее число аспектов жизни шизоида.

«Истинное я» катастрофически теряет ощущение как реальности мира, так и собственной реальности — и начинается болезнь.

Открытый таким образом механизм двойной связи («двойного посыла») не ограничивается только отношениями между матерью и ребенком, а представляет очень распространений тип взаимоотношений в семье и обществе.

С практической точки зрения ясно, что не у всех деспотичных матерей дети страдают шизофренией.

Считается, что здоровая реакция ребенка на лицемерие матери – это сопротивление: почувствовав противоречия между требованиями матери, ребенок начинает их «комментировать», то есть высказывать и/или доказывать несправедливость матери и отстаивать свою правоту. Однако, мать реагирует резко: запретом комментировать ее поведение (например, угрожает отдать ребенка в детский дом, выгнать на улицу, сойти с ума или умереть, и т.д.). Таким образом мать пресекает попытки ребенка сопротивляться.

Отец, как правило, тоже не может помочь ребенку, поскольку в «шизогенных» семьях отец ребенка либо подавлен своей женой, либо рано уходит из семьи.

По мнению многих исследователей у деспотичной матери из дочери вырастет точная ее копия, т.е. дочь впоследствии тоже станет деспотичной матерью; а сыновья деспотичной матери отличаются склонностью к асоциальному поведению, они становятся алкоголиками, наркоманами, маньяками, преступниками, ; а также шизофрениками и/или просто неудачниками….

Поведение, обычно не приводящее к немедленной смерти, но являющееся опасным и/или сокращающее жизнь (пьянство, курение, отказ от медицинской помощи при серьёзных заболеваниях, нарочитое пренебрежение ПДД или техникой безопасности, экстремальный спорт без надлежащей тренировки и экипировки, пренебрежение опасностью во время боевых действий), при том, что совершающий понимает его опасность, но возможный риск ему безразличен — является саморазрушающим, а по сути расценивается как скрытый суицид.

Психоаналитик Марина Тарханова достаточно красочно высказалась относительно деспотичных матерей.

Такая мать всегда найдет поводы для упреков. Властной матери нужен такой ребенок, чтобы всегда жил по ее указке и никогда не становился самостоятельным, она считает, что ее ребенок обязан отождествить себя с тем образом, который создала относительно его в своем воображении его мать, ребенок обязан забыть про свои собственные желания.

Сопротивление, непослушание и возражения будут жестоко подавлены.

Существенным отличием деспотичной матери является следующее: мать предписывает ребенку не только, что делать, но и что думать и какие чувства испытывать. Кроме того,деспотичная мать заранее принимает меры профилактики свободомыслия: осуществляет тотальный контроль по схеме, напоминающей схему обращения в фанатика-сектанта.

При этом она может много говорить о любви и проявлять показную гиперопеку, однако это скрытая форма манипуляции и источник «двойного послания».деспотичная мать не способна критично оценивать свои действия относительно чрезмерной опеки, она не замечает последствий своего давления и всегда твердо убеждена в том, будто знает «что такое хорошо и что такое плохо».

Из личной практики приведу пример. Прилежная, послушная девочка, отличница, всегда бесприкословно выполняла просьбы взрослых, вежлива, предупредительна — одним словом- идеальный ребенок. Мать, проявляя к ней жестокость (побои) внушала своей дочери: » — если ты раскажешь кому-нибудь что твоя мать бьет тебя, все подумают, что ты дрянь; ты доводишь свою мать до такого состояния, что она бьет тебя! Вот я была хорошей девочкой, твоя бабушка никогда меня не наказывала !». Мать запрещала ей дружить с одноклассниками, ходить в гости к другим детям, т.е. всячески пресекала контакты ребенка с окружающим миром. Удивительно ли, что эта девочка сторонилась сверстников и у нее не было друзей, что она никогда и никому не рассказывала о побоях дома?

Отношения властной матери и ребенка парадоксальны и всегда трагичны. Мать обладает в миллион раз более могучими инструментами для «промывания мозгов», чем любой гуру в деструктивной секте — потому что мышление ребенка не обладает критическим оцениванием, потому что он нуждается в матери и любит ее такой, какая она есть; потому что он очень желает исполнить ее требования и страдает, если этого не удается… А требования деспотичной матери всегда неадекватны его возможностям. Ребенку даже нельзя выразить несогласие, а если он все же осмелится, то будет жестоко наказан. Неспособность выполнить высокие материнские требования, ее постоянные разочарования надолго врежутся в память, откликаясь чувством неизгладимой вины.

Находясь под давлением этих ожиданий всю жизнь, человек воспринимает свою неспособность как нечто само собой разумеющееся, становится неудачником в своих отношениях с миром, чем еще больше раздражает свою мать и увеличивает ее прессинг…

Консультация психолога: шизогенная и шизофреногенная мать

Шизогенная и шизофреногенная мать – нестрогие понятия, употребляемые некоторыми психологами в практике. По мнению таких психологов, шизогенная мать – это женщина, которая формирует у своего ребёнка шизоидные черты личности (характера), а шизофреногенная мать формирует болезнь шизофрению.

Любые публикации на этом сайте не претендуют на роль учебника по психологии, психиатрии или руководства по психологической помощи. Помощь профессионального психолога, в большинстве случаев, эффективней, чем самопомощь клиента. Мы только пытаемся дать нашим клиентам и читателям поверхностный кругозор в психологии. В легких случаях это помогает человеку разобраться в себе, не обращаясь к психологу. В тяжелых случаях кругозор клиента в психологии значительно улучшает взаимопонимание между клиентом и психологом, а, следовательно, убыстряет и удешевляет психологическую помощь. Так что, в большинстве случаев, знать – полезнее, чем не знать.

1. Шизогенная или шизофреногенная мать?

Исторически изначально возникло понятие именно шизофреногенная, а не шизогенная мать.

Еще Зигмунд Фрейд указывал на возможные психологические причины возникновения шизофрении. Фрейд предполагал, что если родители впадают в крайности в воспитании ребёнка (например, родители чрезмерно суровы, холодны и отчуждённы или наоборот проявляют излишнюю заботливость и гиперопёку по отношению к ребёнку), то ребёнок испытывает психологическое напряжение, и у него развиваются ответные реакции (психологические защиты). По мнению Фрейда, у ребёнка возникают психологические процессы регрессии и попытки восстановить контроль своего Эго над ситуацией. Уходя от непосильного для детской психики эмоционального напряжения, ребенок «сбегает» в мир, где ему было хорошо – регрессирует в детство, и там ребенок впадает в крайности нарциссизма и эгоцентричной заботы исключительно о своих нуждах. Т.е., ребенок отвечает крайними мерами на крайности родителей. Однако, взрослея, ребенку не удаётся оставаться в состоянии регрессии в детство, т.к. родители и окружающая действительность принудительно «выдёргивают» ребёнка оттуда (ведь требования к взрослеющему ребёнку возрастают), и тогда взрослеющий ребёнок пытается восстановить контроль своего Эго над ситуацией – так возникают мании преследования и величия. По мнению Зигмунда Фрейда, примерно так возникает и развивается шизофрения у человека в результате воздействия воспитания родителей. Таким образом, Фрейд поставил вопрос и шизофреногенных родителях.

Однако понятие именно шизофреногенная мать было подробно разработано не Зигмундом Фрейдом, а Фридой Фромм-Рейчман в 1948 году. По её мнению, шизофреногенная мать – холодная доминантная женщина, не обращающая достаточного внимания на потребности ребёнка. Для шизофреногенной матери ребёнок – социальный проект, а не маленький любимый человек. Такие матери могут презентировать трудности в рождении и воспитании ребенка, демонстрировать своё материнское самопожертвование, а на самом деле использовать условный социальный проект «Ребёнок» для достижения своих целей в жизни. А далее всё происходит примерно так, как описывал Зигмунд Фрейд.

Впоследствии ни взгляды Фрейда, ни взгляды Фромм-Рейчман не получили строгих научных доказательств. Статистические данные показывают, что матери большинства тяжелых больных шизофреников не соответствуют описаниям Фрейда и Фромм-Рейчман. По всей видимости, в возникновении и развитии шизофрении, как болезни, доминируют совсем другие причины.

Однако некоторые практикующие психологи замечали, что определенный тип личности и характера матери очень часто сопровождается высокими показателями шизоидности ребенка, что доказывается общепризнанными авторитетными психодиагностическими методиками (например, MMPI). Эти психологи считают, что наличие определенного психологического типа матери (как единственной причины) недостаточно для возникновения и развития шизофрении, но провоцирует у ребенка шизоидность (пограничное состояние между нормой и патологией – шизофренией), а вот высокий уровень шизоидности уже может быть почвой для развития болезни шизофрения при наличии других более весомых причин (например, наследственных).

В своей практике мы многократно встречали случаи, подтверждающие это предположение. Вот почему мы считаем понятие шизофреногенная мать некорректным, а вот понятие шизогенная мать – пусть и нестрогим, но вполне допустимым и корректным для практического психолога, где имеют значение многолетние наблюдения за психикой и поведением людей, подкрепленные психодиагностическими обследованиями. Таким образом, мы говорим о шизогенной (а не шизофреногенной) матери.

2. Кто такая шизогенная мать?

По нашим практическим наблюдениям психологов, шизогенная мать – это доминантная, внутренне эмоционально отчужденная по отношению к ребёнку женщина, которая использует ребёнка, как социальный проект для достижения своих целей, и при этом в своем поведении демонстрирует ребёнку непоследовательность по отношению к нему: от чрезмерного контроля до агрессии (хотя бы только вербальной). Таких матерей мы называем шизогенными, а их дети (как подростки, так и взрослые) при нашем психодиагностическом обследовании чрезвычайно часто показывают высокие показатели шизоидности (на уровне акцентуации или даже психопатии). Несомненно, шизогенная мать не может являться единственной или главной причиной возникновения и развития шизофрении у ребенка (впоследствии взрослого), но спровоцировать высокую шизоидность, последующие драматичные психологические проблемы и тяжёлую социальную дезадаптацию – запросто! Таковы наши нестрогие наблюдения в практике психолога.

3. Зачем шизогенная мать это делает?

Несомненно, шизогенная мать не делает целенаправленных осознанных усилий по формированию высокого уровня шизоидности у своего ребенка (который впоследствии испытывает закономерные последствия шизоидности во взрослой жизни). Шизогенная мать отдает приоритеты своим жизненным целям и идет на поводу у свойств своего характера (личности). Она не контролирует своё поведение по отношению к ребёнку (в силу незнания клинической детской психологии или по причине эмоциональной распущенности), а уж шизоидный ребёнок у нее получается просто и логично, как следствие её поведения. Шизогенная мать вполне может любить своего ребёнка, но себя, свою личность и свои жизненные цели она любит значительно больше. Меняться для целей воспитания психологически благополучного и социально адаптивного ребенка или, по крайней мере, контролировать свои эмоции и поведение, шизогенная мать не может или не хочет.

4. Как шизогенная мать это делает?

Мы многократно проводили психологические консультации для подростков и взрослых с высоким уровнем шизоидности, которые описывали своих матерей, как шизогенных. Значительную часть этих матерей мы наблюдали непосредственно сами на консультации психолога.

Большинство взрослых шизоидных детей шизогенных матерей описывают примерно похожие алгоритмы возникновения у себя шизоидных свойств личности (характера). Всплески вербальной агрессивности матерей; частая демонстрация матерью эмоциональной отчужденности; доминантное мнение матери по всем вопросам без признания ребенка пусть неравноправным, но хотя бы участником разумной дискуссии; ощущение ребёнка себя нелюбимым и незащищенным, – всё это порождает психологическую и поведенческую реакцию ребёнка по шизоидному типу.

Со временем шизоидная реакция становится частью личности и характера. Ребенок начинает испытывать желание сбежать в иллюзорный приятный мир (например, регрессия в детство, чрезмерное фантазирование или увлечение компьютерными играми), формируется нежелание (а впоследствии и неспособность) к близкому эмоциональному контакту (ведь самый близкий человек мать – эмоционально травматична), формируется особое витиеватое и вычурное мышление (попытки ребёнка придумать, как слабому человеку можно избежать доминанты и агрессии со стороны более сильного, и при этом самого близкого).

В результате вырастает подросток, а потом взрослый человек с высоким уровнем шизоидности (на уровне акцентуации или психопатии), что и подтверждается психологическими тестами. Чтобы не перегружать данный текст подробным описанием, что такое шизоидность, как она проявляется и к каким последствиям приводит, мы отсылаем читателя к нашей публикации: «Консультация психолога: шизоидность».

5. Почему именно шизогенная мать, а не шизогенный отец?

Социальные традиции большинства семей таковы, что из двух родителей именно мать, а не отец проводит большую часть времени с ребенком. Если предположить, что шизоидные дети вырастают, в том числе, в результате шизогенного влияния родителей, то именно влияние матери характеризуется длительностью и тотальностью. Закономерно, личность и характер ребенка формируется больше матерью, чем отцом. Агрессивный, доминантный, эмоционально отчужденный отец может восприниматься ребенком, как временное (приходящее и уходящее) «стихийное бедствие» (которое можно переждать или от которого можно спрятаться), а вот мать с подобными качествами (в силу своего постоянного и тотального присутствия в жизни ребенка) не оставляет ребёнку никаких возможностей, кроме как психологически приспосабливаться и деформироваться по шизоидному типу.

6. В чем недостатки понятия шизофреногенная мать?

Как мы уже писали, нет строгих научных доказательств, что определенный психологический тип матери значимо коррелирует (статистически связан) с заболеванием шизофренией у детей и взрослых. В психиатрии есть несколько типичных и обоснованных взглядов на возникновение и развитие шизофрении – в основном, это влияние генетических факторов, и биохимическая аномалия (дофаминовая (допаминовая) гипотеза). Изучение родственников больных шизофренией, а также исследования однояйцевых близнецов это доказывают.

Если один из однояйцевых близнецов во взрослом возрасте имеет диагноз шизофрения, то примерно в 48% случаев у второго близнеца тоже шизофрения. Это очень высокий показатель. А вот если близнецы разнояйцовые, то этот показатель всего 17%. Убедительно!

Чрезвычайно интересна дофаминовая (допаминовая) гипотеза. Согласно многочисленным биохимическим исследованиям дофамин (допамин) и некоторые другие вещества значимо влияют на деятельность нейронов. Есть весомые причины предполагать, что избыток дофамина приводит к шизофрении, а недостаток к болезни Паркинсона. Успехи медикаментозного лечения шизофрении и болезни Паркинсона препаратами, регулирующими уровень дофамина, наглядно это подтверждают.

Но ни генетические исследования, ни показатели биохимической аномалии значимо не коррелируют с психотипическими особенностями матерей шизофреников. Термин шизофреногенная мать – ошибочен! В отличие от термина шизогенная мать, который хотя и не строг, но подтверждается обширной практикой психологов. На наш субъективный взгляд, шизофреногенная мать не существует! Шизогенная мать – несомненно, да!

7. Может ли ребёнок самостоятельно сопротивляться шизогенной матери?

К сожалению, формирование шизоидных качеств – это и есть сопротивление ребенка шизогенной матери. Тот самый случай, когда не сопротивляться невозможно, а сопротивление часто приводит к клиническому своеобразию по типу шизоидности и социальной дезадаптации. В этом трагичность ситуации.

8. Что делать взрослому человеку, если у него шизогенная мать?

А) Изолироваться от воздействия матери (взрослый человек вполне может взять под контроль свои контакты с матерью при сохранении уважения и заботы в адрес матери).

Б) Расширить свой кругозор и осознать свои особенности личности и характера, сформированные в результате воспитания. Осознать происходящее с собой, постараться взять свои реакции под контроль (шизоидность – не шизофрения, её вполне можно контролировать). Много читать по теме, например, «Консультация психолога: шизоидность».

В) Обратиться к хорошему психологу, который методами психологической помощи поможет скорректировать негативные последствия воспитания шизогенной матерью.

9. Чем может помочь психолог?

К счастью, большинство людей с повышенным уровнем шизоидности обладает одновременно высоким уровнем интеллекта. Собственно, это часто неотъемлемое качество шизоидности. В нашей практике психологов цикл психологических консультаций (даже без применения серьезных методик психотерапии) частенько значительно снижал шизоидность у взрослых клиентов – если уж не до нормы, то хотя бы до приемлемого уровня. В этом смысле, ситуация не только не безнадёжная, а наоборот очень перспективная для психологической помощи.

Шизогенная и шизофреногенная мать

Эти два понятия многое расставят по своим местам. И в воспитании детей и во взаимоотношениях с партнерами, и с родителями, в том числе. ▪️Шизогенная мать — формирует у ребёнка шизоидные черты характера, личности.

◾️Шизофреногенная мать — формирует болезнь шизофрению.

Ещё Фрейд указал на психологические причины возникновения шизофрении. Те матери, которые бесконечно впадают в крайности: то чрезмерно суровы и строги, то излишне заботливы и проявляют гиперопеку к ребёнку. Ребенок в такой ситуации находится в психологическом напряжении. Никогда не известно, чего же ожидать от такой Мамы. У ребёнка развиваются психологические защиты. Он уходит в свой собственный мир, спокойный, детский и красочный. В этом мире ребёнка интересует только его личный нарциссищм и эгоцентризм. Его желания самые важные и нужные, а все потребности других перестают существовать. Ребенок реагирует своими крайними мерами, на все крайности матери. Чем ребенок становится старше, тем больше к нему требований социума. И у ребёнка возникает сопротивление на социализацию. У взрослеющего такого ребёнка либо все вокруг «враги» и мания преследования, либо такое же маниакальное желание «овладеть миром», достичь величайших высот и прославиться на весь мир.

Соответсвенно, чем больше отвергала мать в детстве своего ребёнка, тем более тяжёлая стадия во взрослом возрасте — негативизм, грубость, хамство и жестокосердие распространяется на всех вокруг у такого взрослого человека. Главным центром вселенной является только он сам и его личные великие цели.

Такие матери имеют власть над своими детьми и во взрослом возрасте — это дониминирующие, не обращающие внимание на потребности любимого ребёнка, женщины. Ребенок все время должен. А что? Шизофреногенная мать обязательно найдёт. Для неё ребенок — это публичный проект, а не маленький и чувствующий человек. Как правило, даже трудности связанные с воспитанием ребёнка возводятся в некий культ «все для тебя», «жизнь отдала», «последний кусок хлеба тебе». На самом деле, все жертвы были связаны с личными целями шизофреногенной матери. Шизогенная мать идёт на поводу у своих эмоций, особенностях характера и личных жизненных задач. Она не может эмоционально контролировать себя в присутствии ребёнка.

Такие матери себя и свою личность любят гораздо больше, чем личность своего дитя. И не важно в каком возрасте это происходит. Такая мать любит своё отражение положительных качеств в ребёнке, а «все плохое у тебя от твоего отца».

Признаки шизогенной матери:

* всплески вербальной агрессии

* демонстративное отвержение ребёнка

* доминантная правота матери всегда и во всем

* повышенный контроль

* игнорирование желаний и потребностей маленького человека

* отсутсвие кинестетического контакта

Все это порождает поведенческую и психологическую реакцию по шизоидному типу. Со временем ребёнку становится хорошо только в мире иллюзий и фантазий. Ведь только там он чувствует себя в безопасности, любимым и защищённым. Во взрослом возрасте такой тип взросления делает невозможным эмоциональное сближение, а значит гармоничное построение личных отношений. Травматическое личный опыт формирует витиеватое и искаженное мышление взрослого человека.

Что делать?

1. Временно изолировать себя от воздействия травмообразующей личности.

2. Осознать и принять особенности своего мышления и развития. Выстроить систему: развить положительное и снизить влияние отрицательного в жизни.

3. Записаться на консультацию к квалифицированному психологу, чтобы с помощью специалиста скорректировать последствия воспитания шизогенной матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *