Ребенок 4 года не говорит

Почему ребенок плохо говорит в 4 года: причины и как ему помочь говорить

Ребенок не говорит в 4 года. Почему так бывает? Как помочь?

О нормах развития речи в этом возрасте, причинах их нарушения и о том, как помочь ребенку, который плохо говорит в 4 года, мы постараемся разобраться в этой статье.

Речь ребенка в 4 года

Что должен уметь ребенок в 4 года?

В этом возрасте продолжается активное речевое развитие. Словарный запас стремительно растет. Словотворчество, сочинительство историй, рифмование слов — это тоже творения четырехлеток. Дети с удовольствием рассказывают о том, что они видели, что делали, делятся своими впечатлениями о произошедших в их жизни событиях.

Не спадает и познавательная активность. Любознательные почемучки интересуются внутренними связями явлений: “Почему сверкает молния?” или “Почему появляется радуга?”

Сказки становятся особенно любимыми, так как дают представления о добре и зле. Основываясь на этом, ребенок размышляет о поступках: своих и окружающих людей. В этом возрасте высока потребность в общении со сверстниками, при котором происходит обмен мнениями, демонстрирование своих навыков, поиск взаимопонимания.

Отсутствие речи у ребенка 4 лет

Если психически здоровый ребенок не разговаривает в 4 года или развитие его речи не соответствует возрастным нормам, ставится заключение — задержка речевого развития.

Что делать? Выявляем причины:

Заболевания и травмы головного мозга, нарушение слуха, наследственная предрасположенность, неблагополучие во время беременности и родов у мамы, влияние стресса и невостребованность речи — вот основные причины того, почему ребенок не говорит в 4 года.

Как это может выглядеть? Вот так:

  • произнесение непонятных слов;
  • непонимание того, что говорят взрослые;
  • темп речи чересчур быстрый либо слишком медленный;
  • использование в речи услышанных простейших фраз;
  • неумение составлять сложные предложения.

Комплексное обследование ребенка — это то, что нужно сделать обязательно:

При своевременно начатом лечении с привлечением квалифицированных специалистов и активном участии родителей можно надеяться на успешный результат.

При необходимости малышу будет назначено медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Роль родителей ребенка с речевыми проблемами трудно переоценить. Это и много внимания, и максимум общения, и вера в его успех. При таких вложениях вопрос: “Будет ли он говорить?”, как правило, даже не стоит!

Как помочь ребенку, который не хочет говорить в 4 года

В чем может заключаться помощь? Что можно и нужно делать? Вот несколько рекомендаций родителям:

  1. Обеспечьте дома атмосферу уюта и тепла. Берегите психику малыша — не выясняйте отношения в его присутствии, исключите ссоры, крики. Доброжелательность друг к другу, желание помочь создадут здоровый микроклимат в семье и станут надежным тылом в преодолении жизненных трудностей.
  2. Разговаривайте с ребенком; комментируйте все свои действия; рассказывайте, почему вы решили приготовить на обед именно такое блюдо; обращайте его внимание на то, что происходит вокруг; делитесь с ним своим настроением, своими мыслями; спрашивайте, что он сегодня возьмет с собой на прогулку (ведерко для куличей, машинку или мыльные пузыри) и почему; интересуйтесь его мнением по поводу того, как вы сегодня выглядите:)
  3. Бывайте на природе, смотрите, как меняют свою форму облака, слушайте многоголосье птиц, наблюдайте за трудолюбивыми муравьями, отпускайте с ладошки взлетающих божьих коровок, пробуйте на ощупь древесную кору, любуйтесь радугой.
  4. Выполняйте ежедневно упражнения для развития мелкой моторики. Таким образом стимулируются те отделы головного мозга, которые отвечают за речь. Для этого подойдут все занятия, где активно работают пальчики рук. Например, шнуровка, мозаика, конструирование, лепка, рисование, застегивание пуговиц и молний, перекладывание круп или макарон, составление пазлов.
  5. Практикуйте артикуляционную и дыхательную гимнастики. Они являются неотъемлемой частью работы по коррекции речи.
  6. Научитесь простейшим приемам логопедического массажа. Он нормализует мышечный тонус речевых органов, формирует координацию и увеличивает амплитуду артикуляционных движений. Например, похлопывание подушечками пальцев по губам, щекам, подбородку, либо растирание щек круговыми движениями.
  7. Занимайтесь логоритмикой, когда движения нужно делать под музыку или совмещать с речевым материалом. Вашему малышу наверняка понравится топать ножками, хлопать в ладоши под музыку или имитировать движение поезда под стихотворение.
  8. Читайте сказки, стишки, потешки, детские рассказы. Рассматривайте иллюстрации. Сочиняйте свои сценарии. Придумывайте собственные финалы прочитанных историй. Вовлекайте в этот процесс малыша, хотя бы просто эмоционально:)
  9. Организовывайте общение со сверстниками. Пусть это будет только нахождение среди них, если у ребенка нет настроения открыто взаимодействовать с кем-либо.
  10. Попробуйте альтернативные методы лечения — иппотерапию, дельфинотерапию, если у вас есть такая возможность. Они дают хорошие результаты, благотворно воздействуя на психику ребенка, стимулируя развитие мелкой и крупной моторики, обучая коммуникативным навыкам.
  11. Наберитесь терпения, настройтесь на долгосрочную работу, не ждите быстрых результатов, чтобы не допускать раздражения в общении с ребенком. Организуйте свое время так, чтобы вы всегда были в ресурсном состоянии. Это нужно для того, чтобы помочь своему малышу.

Предлагаем вам несколько развивающих речь игр и упражнений:

1. Артикуляционная гимнастика

2. Игра “Забей мяч в ворота”

3. Упражнение “Звуковая ромашка”

4. Упражнение “Что делала Алла?”

5. Игра “Что где растет?”

6. Упражнение “Составление рассказа”

В заключение хочется пожелать

Нам всем сейчас не хватает времени. Живя в таком стремительном ритме, мы находимся в постоянном напряжении. Речевые проблемы у детей, имеющие сегодня такую актуальность, обусловлены во многом именно современным образом жизни.

Вашему малышу 4 года, и он не разговаривает? Делайте все, что в ваших силах, с максимальной отдачей. Используйте все возможности, пробуйте все варианты.

И не теряйте веры в успех, потому что она, пожалуй, одна из самых важных составляющих этого успеха!

Ребенок плохо говорит в 4 года: как помочь, мнение доктора Комаровского

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Почему ребёнок плохо говорит в 4 года

Если ребёнок не говорит в 4 года или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно срочно выяснить причину такого отставания. В этом возрасте речь дошкольника в норме достигает пика своей активности. Недаром четырёхлеток называют «почемучками» – они постоянно и назойливо задают вопросы, рассуждают, используя иногда собственную логику, придумывая свои слова, активно общаются со сверстниками и взрослыми. Отсутствие речи в 4 года не только сигнализирует о неполадках в работе центральной нервной системы, но и само может стать причиной задержки психического развития.

Норма развития речи в 4 года

В этом возрасте непросто охарактеризовать картину нормального речевого развития детей, настолько по-разному оно проявляется. Именно сейчас начинают проявляться различия в речевых умениях. Один ребёнок чётко произносит почти все звуки родного языка, бойко декламирует множество стихотворений, пересказывает сказки, умело пользуясь интонацией, а другой ещё не освоил ни шипящие, ни сонорные согласные и затрудняется с ответом на простой вопрос.

Тем не менее и в том, и в другом случае — это варианты нормы. Такой разброс в развитии речи детей с одинаковыми возможностями – влияние семьи и пребывания в детском коллективе.

Так как же выглядит речевое развитие нормально развивающегося ребёнка четырёх лет:

  • Он чётко излагает свои мысли, имея в активном словаре до 2500 слов, речь становится точнее и богаче.
  • Может назвать основные признаки и свойства предметов, пользуясь для этого прилагательными, отражает в речи связи между явлениями.
  • Малыш становится более внимательным, он может дослушать до конца ответ взрослого на свои вопросы, непрерывным потоком льющиеся из детских уст.
  • Высказывания четырёхлетнего ребёнка состоят как из простых распространённых предложений, также он может употреблять и сложные конструкции.
  • Он способен на короткий монолог, например, рассказывая родителям о том, что с ним произошло в детском саду за день, пересказать небольшой текст, прочитанную сказку.
  • Грамматическое оформление высказываний может быть неидеальным – слова не согласованы между собой по родам и числам, глаголы изменяются неправильно, сложность в согласовании числительных с именами существительными и т. д.
  • Свои ошибки детки пока не замечают, а вот в речи сверстника их уже видят, могут указывать на них.
  • Наступил период рифмования слов и создания собственных «стихов». Эти наивные рифмованные 2–4-стишия забавляют детей и развивают у них чувство мелодики родной речи.
  • Артикуляция шипящих (ш, ж, щ), аффрикат (ц, ч) должна быть правильной, а вот сонорных звуков (л, р) может быть пока несовершенной. Ребёнок 4 лет уже способен выделить звук из слова.
  • В речи детей 4 лет часто встречается неправильно поставленное ударение, пропуск и перестановка слогов в многосложных словах (температура – пиринтура, типантура, электричество – лепестричество).

Дети с нормально развивающейся речью активно общаются и играют со знакомыми и незнакомыми людьми по собственной инициативе.

Как понять, что у дошкольника речевое недоразвитие

Структура речевых дефектов исключительно разнообразна, можно сказать, что нет двух случаев задержки речи, похожих один на другой. Если ребёнок молчит в 4 года – это повод для срочного обследования малыша у психоневролога, невропатолога, отоларинголога, дефектолога и логопеда. Дети могут не говорить совсем, или говорить неразборчиво и невнятно.

Тревожные признаки отставания в речевом развитии:

  • Речь ребёнка никому не понятна и представляет собой набор звукоподражаний, обрывков лепетных слов, отдельных слогов и междометий (ах, бух, ой).
  • Он не стремится общаться ни с кем, даже с родными людьми.
  • Он с трудом повторяет за родителями слова и короткие фразы, или отворачивается, стиснув зубы, уходит.
  • Не может понять простую просьбу или инструкцию из двух частей (сначала принеси мне яблоко, а потом тарелку).
  • Вместо предложения произносит отдельные слова, или в его предложениях отмечается большое количество аграмматизмов.

Нарушения речи откладывают отпечаток на поведение ребёнка, он часто замкнут, капризен, неусидчив, не стремится общаться с другими детьми. Внимание, память и мышление – эти главные помощники в познании окружающего мира, развиты недостаточно. Нарушается интеллектуальное развитие, так как по мнению специалистов по изучению детской речи, для ребёнка не существует предмета или явления, которые он не может назвать.

Причины речевой задержки в четыре года

Существует немало причин того, что ребёнок в 4 года плохо говорит. Если у него сохранный слух и интеллект, значит, в основе дефекта лежит недостаточность центральной нервной системы, а, точнее, головного мозга. Существует и обратная связь, когда недоразвитие речи тормозит психическое и интеллектуальное развитие малыша.

Возможные причины отставания:

  • соматические и инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности;
  • родовая травма, внутриутробное кислородное голодание или асфиксия в родах, оставившая без кислорода головной мозг;
  • запаздывающее созревание мозговых структур;
  • черепно-мозговые травмы и нейроинфекции, перенесённые в раннем детстве;
  • генетические и хромосомные патологии (синдром Дауна, синдром Эдвардса);
  • педагогическая запущенность, недостаток внимания к ребёнку;
  • стресс или сильное нервное потрясение, остановившее развитие речи, если оно произошло в период её становления;
  • заболевания слухового аппарата, отсутствие или снижение слуха.

По данным медицинской статистики, у мальчиков речевое недоразвитие встречается в 4–5 раз чаще, чем у девочек такого же возраста.

Как помочь ребёнку

Коррекция недоразвития речи в этом возрасте в большинстве случаев сопряжено с большими трудностями. Тем не менее, нельзя терять драгоценное время, нужно как можно скорее получить квалифицированную медицинскую помощь. Врач проведёт лекарственную терапию дисфункции речевых зон мозга, стимуляцию мозгового кровообращения ноотропами, средствами для активизации нейронных связей. Отлично дополнят лекарственную терапию физиопроцедуры: магнитотерапия, лазеротерапия, электрорефлексотерапия.

Основная нагрузка по развитию детской речи ложится на плечи логопеда, педагога-дефектолога и родителей ребёнка. В сложных случаях очень помогает логопедический массаж – система возбуждающих и успокаивающих массажных приёмов, направленных на стимуляцию артикуляционной моторики и её связей с речевыми зонами мозга. Простые упражнения могут выучить родители ребёнка и выполнять их самостоятельно.

Если приходится вызывать отдельные звуки, специалисты по детской речи рекомендуют применять систему обозначений для каждой фонемы, выражаемую движениями рук:

Когда все позиции освоены, начинаем присоединять согласные звуки, сопровождая их заученными движениями: ма-ма-ма, мо-мо-мо, мя-мя-мя и т.д. Детям очень нравятся такие упражнения, и они всегда охотно их выполняют. Так вы быстрее разговорите своего ребёнка.

Логоритмика появилась в логопедической практике сравнительно недавно, но с успехом применяется многими специалистами. Это сочетание музыки, движений и простых рифмованных строчек. Подражая животным и героям сказок, дети непроизвольно развивают речь.

Артикуляционная гимнастика, предложенная в форме приключений или весёлого Язычка, или машинки, или животного поможет быстро освоить движения гортани, губ, языка, твёрдого нёба. Для развития мелкой моторики используют весёлые пальчиковые игры. Детям никогда не надоедает в них играть, а во время игры непроизвольно развивается речевая активность, усваивается мелодика родной речи.

Если у ребёнка 4 лет отсутствует речь, нужно проводить комплексное воздействие с участием медиков и педагогов. Но самое большое место в этой работе отводится именно родителям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *