Развитие ребенка 3 4 месяца

Содержание

что должен уметь ребенок в 4 месяца

Что умеет ребенок?
* развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 4 месяцаузнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным;
* узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
* выводит рулады, произносит первые слоги;
* захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками;
* улавливает свое имя и реагирует на него;
* приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
* по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
* выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
* при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
Из всего вышенаписанного у меня Сашуля держит бутылочку, игрушки пытается захватить, но у нее это с трудом получается, а вот как только бутылоску даю, так сразу же её обнимать начинает.
Когда малышу исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик, в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют мамам и папам поспать шесть часов подряд ( правда, не всегда ночью ).
С 4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не рефлекторны, а вполне осмысленны. Младенцы не просто спят или капризничают – любое действие имеет эмоциональный подтекст. Так дети единственным доступным им образом выражают сложные чувства и свое отношение к окружающим.
В первые три месяца настроение малыша зависело от скопления газиков или желания покушать, а также от желания привлечь к себе внимание взрослых. Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга ( и соответствующее улучшение работы пищеварительной и нервной систем ) позволяет младенцу проявлять больший интерес к миру и событиям «взрослой» жизни.
В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.
К 4 месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда при вашем появлении губки малыша растягиваются в радостной улыбке.
На тесную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и малышом, указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите по головке, и не хочет вас никуда отпускать.
По поводу отпускать это точно подмечено, даже если я ее на коврик положу с игрушками и уйду она тут же начинает хныкать, а если я буду в комнате, даже не рядом с ней лежать, а вообще что-то делать, то она не пищит, а так прям как кукла, которую кладешь а она сразу плакать начинает.
Забавные звуки
В 4 месяца большинство младенцев «просто не замолкают», нужно только научиться их понимать. Например, речь малыша часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Как правило, первыми с уст младенца слетают неопределенные «п» и «б», ну и, конечно, любимица каждой мамы «м», поэтому вам может показаться, что малыш говорит «мама».
У нас Сашуля любит произносит долгое аааааааааа, оч смешно получается, а вот «мама» говорит когда плачет.
Как узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока не произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.
Я что сыну, что Сашуле читаю книжки и если знаю наизусть стихи или расказы смотрю на нее и ей говорю, ей это очень нравится, в ответ она начинает улыбаться и поддакивать мне )))
Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно включать крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его обучающими игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и говорить о том, что вы на них видите, рассказывать малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку.
Я не знала о правиле, что нужно рассказывать о событиях прошедшего дня, я просто его исполняла когда Жорик родился, я рассказывала ему все! Просто все что я делала, что нам надо с ним сделать, комментировала все происходящее, если я его подмывала или кормила, куда папа уехал и зачем, ну вообщем обо всем, тоже самое и Сашенке, и ей нравится и мне есть с кем поговорить )))
Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки ( сначала надо брать гласные ).
По поводу подражания, я стараюсь Сашуле говорить слова четко и членораздельно, а она смотрит мне прямо в рот, как будто тоже сказать хочет. И не просто говорю, а еще и с интонацией, т.к. для ребенка это очень важно, они уже различают звуки и потом будут повторять с той же интонацией, что и мама или папа. При чем выражение лица на каждый звук меняется
Осваиваем переворот
Чтобы помочь ребенку научиться ( или тренироваться ) переворачиваться на бок, поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.
Игрушку еще не вешала, но висит целая гирлянда шуршащих погремух с одной стороны
На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества ( например, тяжесть ), способен соотносить различные свойства предметов ( оптические, звуковые и т.д. ).
У нас с этим проблематично, а все говорят что девочки раньше всему учатся, а получается ничего подобного, у меня сынок на этом месяце много чего умел, а вот Сашуля…..
Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.
Вот с непроизвольным захватом игрушек это больше на нас похоже
С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона ( 1-1,5 сой ). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани ( фланель, шелк, клеенку и т.д. ). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.
Мы так не умеем ((( наверное сил не хватает

Упражнения для развития:

Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.
Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.
Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы ( мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д. ). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.

Развитие грудничка на 4 месяце жизни: физические умения и навыки

К 4 месяцам грудничок осваивает навыки управления своим телом, интересуется игрушками, любит весёлые игры со взрослыми. Изменения происходят и в физиологии: налаживается работа желудочно-кишечного тракта, а колики остаются позади.

Педиатры говорят о том, что без помощи родителей и их постоянного внимания, полноценное развитие малыша невозможно. Поэтому мамам и папам полезно знать о том, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца и как его развивать.

Физиологические особенности малыша на 4 месяце жизни

В среднем вес малыша на 4 месяце составляет около 6100-6700 граммов, а рост — в пределах 61-63 сантиметров.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. Прибавка в весе за 4 месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра.

Начиная с 4 по 6 месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Начинают активно расти волосы, при этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам.

Зрение. К 4 месяцу у малыша завершается формирование зрения, поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый.

В это время косоглазие должно проходить. Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 — 40 сантиметров от него. Теперь же к концу 4 месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров.

Не забудьте о том, что для предотвращения близорукости и других болезней освещенность на уровне глаз лежащего ребенка, особенно при игре с игрушками, должна быть достаточно хорошей. Малыш умеет синхронно поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов. Проверить это проще при нахождении ребенка в вертикальном положении на руках у взрослого.

Слух. При появлении различных посторонних звуков ребенок 2–3 секунды прислушивается, затем поворачивает голову, находит газами источник звука, если он удален от него не более чем на 2 метра, и рассматривает его. На музыку малыш реагирует по разному: при звуках быстрой ритмичной музыки, проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног и туловища.

В подражание поющему родителю, ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания ритмичной музыки, оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.

Сон.

Время суточного сна уменьшается, а периоды бодрствования увеличиваются. Для правильного развития ребенка следует придерживаться четкого режима.

Таким образом, малыш будет с аппетитом кушать, хорошо спать и во время бодрствования будет весел и полон сил. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

В отличие от 3 месяцев, ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит родителя, первым начинает гулить и лепетать. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, возмущаться, смотреть вам вслед.

Физические умения и навыки: что должен делать малыш в 4 месяца?

С каждым месяцем мышцы ребёнка укрепляются, поэтому он постоянно учится чему-то новому. Несмотря на то что все дети развиваются в индивидуальном темпе, есть общие критерии, по которым врачи определяют, не отстаёт ли кроха от сверстников:

  • лёжа на животе самостоятельно удерживает голову, опирается на ладошки и приподнимает верхнюю часть туловища;
  • может переворачиваться со спины на живот и со спины набок (в пределах нормы этот навык может появиться ближе к 5 месяцам);
  • лёжа на спине пробует поднять голову и тело (это первые попытки крохи сесть);
  • манипулирует руками (может осознанно хватать интересующий предмет и удерживать его);
  • высоко поднимает ноги в положении лёжа на спине (например, для того чтобы поиграть с ними);
  • отталкивается от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки;
  • хватает и удерживает предметы 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки;
  • активно участвует в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь;
  • тянется и трогает окружающие предметы, осознанно засовывает пальцы в рот;
  • раскрывает ладошки и разжимает пальчики;
  • умеет садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

Двигательная активность. На 4 месяце, малыш в положении на животе уже уверенно держит голову перпендикулярно поверхности и смотрит вперед и в стороны перед собой. С возраста 4–4,5 месяца за счет опоры на руки (предплечья) поднимает не только голову, но и грудь. Может уже в большей степени опираться на одну из рук. К этому времени ребенок должен самостоятельно переворачиваться со спины на бок.

Переворот тела непроизвольный, он следует за случайным поворотом верхней или нижней части тела в сторону, например, когда лежа на спине малыш тянется за игрушкой, находящейся в стороне от средней линии тела.

В первое время такой поворот осуществляется в «незрелой» форме – ребенок переворачивается всем туловищем сразу, без его скручивания в позвоночнике. При этом иногда случайно может перевернуться и на живот.

К этому возрасту начинает проходить гипертонус рук, поэтому ладошки малыша большую часть времени раскрыты, а не зажаты в кулаки. Гипертонус ног может сохраняться до пяти месяцев.

Что должно насторожить родителей?

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Прививки и осмотр специалистов в 4 месяца

С 1 января 2018 года вступил в силу новый приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года. Он пришёл на смену приказу 2012 года, в котором для каждого возраста ребёнка был прописан список врачей и дополнительных исследований, которые должны быть бесплатно сделаны ребёнку.

Так в 4,5 месяца малыш проходит осмотр педиатра в медицинском учреждении и получает прививки по «Национальному календарю»:

  • Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка;
  • Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска);
  • Вторая вакцинация против полиомиелита;
  • Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции.

Однако, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.

Кормление грудничка в 4 месяца

В этом возрасте материнское молоко остается необходимым и незаменимым для ребенка, количество и качество грудного молока полностью удовлетворяют потребности ребенка. Следуя мировой практике вскармливания грудных детей, в возрасте 4 месяцев основным видом питания остается материнское молоко (или смесь для искусственников). Его суточная норма потребления вырастает до 800-900 грамм, а интервалы между кормлениями составляют 3-4 часа.

Днем малыш должен кушать 5-6 раз и съедать в один присест около 120-140 грамм молочка. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стремительно растущий организм комплексом жизненно важных витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов.

Если по определенным причинам грудного молока стало не хватать, оно уже неспособно удовлетворять аппетит вашего крохи или педиатры диагностировали признаки проявления у него малокровия, стоит задуматься о методах усиления лактации или о введении прикорма.

Также педиатр может назначить ребенку витамин Д. Он участвует в правильном формировании костей, профилактике рахита. Обычно витамин Д назначается с сентября по май, точную дозу вам подберет педиатр.

Уход за 4 месячным ребенком

Нужно завести правило умывать каждое утро личико, а глаза крошки протирать смоченными тёплой водой тампонами. Уши и нос младенца удобно чистить специальными ватными жгутиками. Поскольку крошки становятся намного активней, им следует аккуратно срезать ноготки, чтобы они ими не поранились. Ванные процедуры никто не отменял. Продолжайте ежедневные умывания, подмывания, купания.

Появившиеся волосы также требуют тщательного ухода, поэтому мыть их необходимо регулярно. Казалось бы в месячном возрасте можно обойтись сменой подгузников и подмыванием, но подобное мнение грубая ошибка, ухаживать необходимо за всем телом малыша включая головку с волосами.

На этом сроке у многих деток начинают появляться зубки, в связи с чем появляется повышенная активность слюнных желёз. Когда выделяется слишком много слюны, то на подбородке может даже появиться сыпь. Не забывайте чаще мыть ребенку личико, в особенности подбородок. Чтобы не было раздражения и опрелостей, коже малыша нужно дать некоторое время контактировать с воздухом, оставляя открытыми его ножки и ягодицы.

Развитие ребенка в 4 месяца с помощью игр и общения

Многие родители пренебрегают общением с малышом, аргументируя это тем, что он ничего не понимает и не отвечает. Наоборот, активные беседы с крохой помогут ему быстрее научиться выговаривать цельные слоги, переходящие потом в цельные слова «мама», «папа», «баба». А умышленное молчание с ним лишь замедлит этот процесс. Итак, полноценному развитию малыша способствуют:

  • Общение и разговоры. Можно даже не делать этого специально, а просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
  • Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота его лишь утомит.
  • Книги. Малыш с удовольствием будет слушать сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Можно купить специальные обучающие издания, подходящие для этого возраста. Очень полезны стихи. Доказано, что детки, которым читали стихи в таком юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
  • Массаж и гимнастика.
  • В отношении приспособлений типа ходунков или прыгунков – их применять ещё рано по той причине, что позвоночник и мышцы спины ребенка не окрепли и не готовы к такой нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.
  • Очень популярны развивающие коврики для детей. Их можно изготовить самим из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснастить» это чудо можно чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т.д. Такие коврики – это не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, которая влияет на мозговую деятельность.

Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное – чтобы малышу было интересно (подробности на видео). Можно устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из которых своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить эти звуки.

Любые игры этого возраста являются продолжением предыдущих игр. С их помощью малыш учится управлять своими ручками и правильно захватывать предметы. У малыша в 4 месяца идет активное развитие захвата предметов разной формы. Для игры используют предметы прямоугольной и треугольной формы. Можно заменить их брусками и пирамидками. Каждого предмета понадобится по три штуки. Ребенка выкладывают на живот, а перед ним кладут одну игрушку в форме прямоугольника.

Он сразу же заинтересуется ею и захочет взять в руки. После того как он взял игрушку в руки, перед ним выкладывают еще один точно такой же прямоугольник.

Малыш наверняка бросит первую игрушку и станет изучать вторую. После этого достают и третий прямоугольник. Пусть ребенок играет столько, сколько захочет. Продолжают игру на следующий день.

На третий день возле знакомых ребенку прямоугольников размещают треугольник. Новый предмет должен его заинтересовать. Также добавляют второй и третий треугольники. Проводится игра 3 или 4 дня, потом нужно сделать перерыв и вернуться к ней через неделю.

Таким образом, не переставайте общаться и играть с малышом: изменяйте тембр, громкость и интонации голоса. Чаще называйте кроху по имени, прихлопывайте в ладоши в такт музыке, пойте песенки и рассказывайте стихи с выражением, наблюдая за реакцией ребенка!

Возможные проблемы у малыша

  • Если у ребенка неоднократная рвота и понос, до прихода врача, которого вы должны вызвать немедленно) давайте ребенку пить слегка подсоленную воду (1 г соли на 100 мл кипяченной воды), потому что малыш теряет большое количество жидкости. При жидких испражнениях чаще подмывайте ребенка, во избежание раздражение чувствительной кожи малыша.
  • До конца 4 месяца у некоторых детей могут припухнуть десна в месте, где прорезываются зубки. Малыш может стать раздражительным и неспокойным, при этом отмечается повышение температуры и густое слюноотделение (хотя это чаще происходит в пять-шесть месяцев).
  • Покусывание маминой груди во время кормления. Таким действием кроха начинает свое отделение от мамы и проверяет ее реакцию. Если в этот момент мама вскрикнет, ребенок поймет, что он не является неотделимой частью мамы.
  • Частое отвлечение во время кормлений. Четырехмесячные дети нередко будто проверяют маму и отвлекаются или отворачиваются от ее груди в процессе кормления. Забирать грудь в таких случаях не нужно. Правильным поведением мамы будет спокойное ожидание, пока кроха вернется к кормлению.
  • Беспокойство и капризы. Причин такого поведения может быть несколько. Четырехмесячный ребенок уже имеет, безусловно, большую потребность в движении – возможно, он устал от того, что долго находился в одном положении.

вам 4 месяца? тогда это-для вас)

Забавы и игры с 4-месячными детьми
«Схвати и тряси». Предложите малышу для этой игры погремушку, 4-дюймовые (10 см) кольца, тряпичных кукол, небольшие свернутые салфетки. Он с удовольствием трясет их, зажав в руке.
«Постучи». Можно использовать подходящую игрушку, чтобы она послужила «барабаном». Малыш радостно будет бить по ней кулачком или стараться схватить ее.
Игрушки, которые можно пинать. Мячи, воздушные шары на короткой веревочке, погремушки, пищащие игрушки можно привязать к лодыжке малыша, чтобы он попинал их. Такие игры, конечно же, должны проходить под вашим наблюдением.
Забавы для пальцев. Когда вы рядом, позвольте малышу поиграть с не- большим мотком пряжи, чтобы поработали его пальцы; лучше использовать разные виды пряжи. Намотайте нетуго кусочки пряжи длиной около 6 дюймов на пальцы малыша, чтобы помочь ему осознать, что он может шевелить каждым из них в отдельности. Позже к кусочкам пряжи можно привязать легкие картонные фигурки.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Никогда не оставляйте малыша без присмотра с кусочками веревочек, пряжи иди воздушными шарами. Длина веревочек не должна превышать 8 дюймов (12 см). Сделайте безопасный «клубочек», связав по центру с дюжину 6-дюймовых веревочек.
Новая поза. Посадите малыша вплотную к спинке дивана. В таком положении он может провести 5-10 минут, оглядываясь вокруг и наслаждаясь новой позой и новой точкой обзора.
Игры с мячом. Положите малыша на большой пляжный мяч и медленно перекатывайте его. Это поможет развить у ребенка чувство равновесия.
Прятки. Это старая, но любимая игра. Поочередно прячьте свое лицо от малыша и вновь открывайте, приговаривая: «Где же мама? Вот она я!»
«Тяни-таскай». Возьмите палочку (наподобие клюшки) и держите ее перед грудью ребенка. Схватившись за нее и сжав поплотнее кулачок, он начнет подтягиваться.
Малыш и зеркало. Малыши обожают разглядывать свое отражение в зеркале и смотреть, как кто-то там шевелится. При этом они могут сидеть перед зеркалом или быть на руках у вас, когда вы подходите к зеркалу.

«Идет коза рогатая». Ребенок будет весело заливаться смехом всякий раз, когда вы немножко повозитесь с ним, потормошите, слегка пощекочете. Такие игры доставят много радости и вам.

Движения четвертого месяца
Перевороты. Время, когда ваш малыш начнет переворачиваться с живота на спину и наоборот, в большой мере зависит от его темперамента, а не от того, насколько развиты его двигательные навыки. Очень активные малыши, которые обожают прогибаться, изображая нечто наподобие мостика, начнут переворачиваться очень скоро. Лежа на животе, они могут, раскачивая головой из стороны в сторону, неожиданно даже для самих себя перевернуться на спину. «Мечтатели» предпочитают лежать и разглядывать окружающее. Они реже перекатываются с бока на бок и поэтому маловероятно, что начнут переворачиваться раньше, чем в 6 месяцев. Большинство детей в 4-месячном возрасте переворачиваются с живота на бок и с бока на бок. Обычно они сначала осваивают переворот с живота на спину и лишь потом – со спины на живот.
Три наиболее излюбленных положения 4-месячного младенца
Голова и грудь приподняты. Несите фотоаппарат! Вот она – классическая поза 4-месячного малыша: головка приподнята на 90°, верхняя часть туловища опирается на локотки, грудь оторвана от поверхности, а глазки смотрят туда-сюда в поисках обожаемых фотографов.
Сидит с опорой. Посадите малыша на пол, и он моментально обопрется руками, чтобы не упасть вперед на нос или не завалиться на бок. Будьте рядом, чтобы успеть подхватить его. В 4-месячном возрасте мускулы нижней части туловища ребенка еще недостаточно развиты, чтобы удерживать его в прямом сидячем положении. Если вы хотите проверить, насколько у вашего малыша развито чувство равновесия, усадите его, придерживая за бедра, и на секундочку отпустите. В тот же момент ребенок может выбросить вперед ручку для поддержки, поскольку он начинает заваливаться на бок. Такая реакция показывает, что у малыша развивается чувство равновесия.
Первые попытки встать. Попробуйте поставить малыша. К 4 месяцам он уже может в течение нескольких секунд выдерживать нагрузку собственного тела, но потом все-таки падает. Продолжайте поддерживать его в том же положении, и через некоторое время он, отдохнув, вновь обопрется на ножки и постоит. Обратите внимание на его лицо, светящееся восторгом от нового навыка – он научился стоять. При этом он еще может и ручками размахивать, давая выход своей бурной радости. (Если ребенок рано начнет вставать, у него вовсе не искривятся ноги – все это «бабушкины сказки».) Ведь стоит он всего несколько секунд.
Вот если он постоянно будет лежать, скрючившись, как когда-то в материнском чреве, это действительно может привести к искривлению ног.
Первые предзнаменования прорезывающихся зубов
Хотя его первые зубки начнут появляться через несколько месяцев, ваш малыш уже чувствует, как они пробиваются. Вот некоторые наиболее явные признаки того, что ребенок испытывает в связи с этим некоторый дискомфорт.
Начинает выделяться в большом количестве слюна. Это сопровождается появлением розовых, выступающих над окружающей поверхностью язвочек и сыпи вокруг губ и на подбородке (слюнная сыпь). Помимо этого, как правило, наблюдаются жидкий стул и подобная сыпь вокруг анального отверстия. В течение нескольких последующих месяцев будут постоянно возникать проблемы, связанные с избыточным выделением слюны.
Малыш может массировать свои десны с помощью языка и сосать собственные пальцы и кулачок – любимые предметы, используемые и для почесывания десен при прорезывающихся зубах.

Он может жевать ваш сосок или скользить по поверхности вашей груди и соска деснами, чтобы помассировать их.

Теперь действительно начинается кое-что интересное. Двигательные и речевые навыки, основы общения, которые начали формироваться в предыдущие 3 месяца, теперь, можно сказать, расцветают пышным цветом, этот период жизни ребенка мы называем этапом взаимодействия.
«Мой малыш не делает этого!»
Насмотревшись графиков развития, вы можете посетовать: «Мой малыш еще не делает этого!» Не беспокойтесь. Практически все дети проходят в развитии те основные вехи, о которых мы здесь рассказываем, но не всегда «вовремя». Прогресс от месяца к месяцу гораздо важнее, чем соответствие временному графику. Получайте удовольствие от последовательности развития и не обращайте особого внимания на то, на каком месяце должно, как вы читали, появляться что-то новое у вашего малыша.
Основной навык – бинокулярное зрение
Вы уже научились внимательно наблюдать за развитием ребенка и замечаете, что каждая следующая ступень сопровождается появлением того или иного навыка, который впоследствии разрастается в целый набор умений и возможностей.
Основным таким навыком 4-го месяца жизни является бинокулярное зрение (двумя глазами). С этого времени вашему малышу обеспечена большая глубина восприятия. А это не что иное, как способность точно определять расстояние до предмета, на который смотришь. Вспомните, как вел себя малыш месяц назад. Теперь он не промахнется, задумав схватить игрушку, потому что в состоянии сфокусировать на ней взгляд.
С развитием бинокулярного зрения у ребенка улучшается способность следить за чем-нибудь глазами. Понаблюдайте, как он фиксирует взгляд на движущемся предмете или качающейся из стороны в сторону игрушке. К тому же, теперь он поворачивается на все 180°, и, когда наблюдает за движущимся объектом, его голова и глаза двигаются синхронно.
Смотреть и разглядывать. Разглядывать – это больше, чем просто видеть. Этот процесс предполагает не только некоторую осмысленность, но и умение поворачивать глаза и голову так, чтобы не упустить из виду интересующий вас предмет. Чтобы определить, насколько малыш продвинулся в освоении этого навыка, попробуйте совместную игру в разглядывание. Когда ребенок будет в состоянии сосредоточенного спокойствия, установите с ним фиксированный визуальный контакт. Затем медленно отклоните голову и посмотрите, как он повернет свою головку вслед за вашей. Разверните его от себя на 180°-он начнет поворачивать голову, чтобы по-прежнему видеть ваше лицо. Это и есть разглядывание – удивительная способность зрения, позволяющая ребенку изучать интересующие его предметы окружающего мира.
Из дневника Марты: «Одна из наиболее примечательных черт развития на- шего малыша на 4-м месяце жизни это то, что он начал находить меня глазами. Я читаю в его взгляде выражение благодарности, при этом его глаза становятся такими ласковыми и обожающими. Он поворачивает свое личико ко мне и, кажется, совершенно ясно понимает, что я и есть источник заботы о нем и его благополучии. Он постоянно жаждет моего присутствия и всецело наслаждается, когда мы вместе. Это подлинно любовные отношения во всей своей полноте. Я узнаю любовь в его глазах – это еще одно эмоциональное состояние, которое он теперь может выражать».
Любимые цвета. Хотя белый и черный цвета по-прежнему остаются пока любимыми, малыш начинает проявлять интерес и к другим. Дети предпочитают естественные цвета – такие, например, как красная и желтая окраска цветов, но еще не в состоянии воспринимать пастельные тона. Поощряйте интерес к цвету у вашего малыша, используйте сочетание контрастных полосок яркого и темного цвета – например, кричаще-красных и ярко-желтых.
Из дневника Марты: «Когда я читаю книжку старшим детям, Мэтью проявляет большой интерес к картинкам на белых и желтых страницах с большими, отчетливо напечатанными буквами. Он долго изучает эти буквы и издает при этом воркующие звуки. Это очень похоже на то, что он читает по-настоящему».

Дотянуться и осторожно прикоснуться

Развитие бинокулярного зрения – прелюдия к важнейшему навыку – направленному зрительному досяганию, означающему, что глаза как бы направляют движение рук, захватывающих желаемый предмет точно и аккуратно. Посмотрите, как глаза ребенка следят за его же руками, тянущимися к игрушке. Кажется, что глаза и руки договорились между собой: «Давайте вместе достигнем нашей цели».

Любимая игрушка. На этой стадии развития малыш с большим интересом играет своими руками. Теперь, поскольку глаза ребенка обладают достаточной глубиной видения, он может постоянно играть с этой любимой и всегда находящейся при нем игрушкой. Сосание пальцев или кулачка – любимейшее его времяпрепровождение. Такое занятие помогает унять зуд в деснах, который появляется, когда режутся молочные зубы.
Из дневника Марты: «Любимая игрушка Мэтью – красное резиновое кольцо диаметром около 3-4 дюймов. Мы наблюдаем за многочисленными манипуляциями, которые он проделывает с этой простой недорогой игрушкой. Он может схватить кольцо и поднести поближе, чтобы удобнее было его рассматривать; хватается за него другой ручонкой и пытается растянуть; зажимает кольцо в одной руке и дотягивается до него другой; перекладывает из руки в руку и, наконец, начинает жевать его так усердно, будто это и было конечной целью всех предыдущих манипуляций. Кажется, он очень доволен тем, что ему удается проделать с этой игрушкой».
«Загребущие» ручонки. Большинство детей в этом возрасте еще не умеют аккуратно брать предметы одной рукой. Поднесите интересную игрушку к малышу, чтобы он мог до нее дотянуться. Вместо того чтобы взять игрушку одной рукой точно и аккуратно, малыш попытается схватить ее сразу двумя, как бы загребая к себе. Он может промахнуться, и тогда его «загребущие» ручонки встретятся, вместе продолжив движение ко рту. Если отодвинуть игрушку в тот момент, когда малыш тянется за ней, скорее всего, он отвернется, потому что вы нарушили правила игры. Исправьте положение и предложите игрушку еще раз. Дело в том, что в этом возрасте дети еще не в состоянии корректировать свои действия, если объект движется, поэтому они и не могут точно схватить такую игрушку.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Когда у 3-4-месячного малыша развивается стремление доставать и схватывать все, до чего он сможет дотянуться, держите его подальше от предметов, которые могут причинить ему вред. Например, от кастрюль с горячим содержимым, от острых и хрупких предметов. Никогда не держите стакан с горячим чаем, если у вас на руках малыш. Вы уверены, что будете осторожны, но у детей невероятно быстрая реакция.

В 4 месяца развитие ребенка выходит на новый уровень: в психике и физиологии крохи наступают серьезные изменения. Удобно ознакомиться на видео с особенностями развития четырехмесячного малыша или прослушать лекции педиатра Комаровского. Он подробно объясняет, что стоит делать маме при уходе за грудничком на этом, а чего лучше избегать.

Физиологические показатели четырехмесячного малыша

В современной педиатрической практике существуют два типа таблиц и стандартов – отечественные и международные. Основные параметры, на которых основываются данные стандарты, сводятся к измерению нескольких физических показателей:

  • роста;
  • веса;
  • окружности головы;
  • окружность груди.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: нормальный вес ребенка по возрасту

Показатели эти зависят от роста и веса, которые малыш имел при рождении. Согласно отечественной педиатрической школе, пороговые уровни этих показателей у 4-х месячного ребенка следующие:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать новорожденный ребенок к 7 месяцам?

Международные стандарты отличаются от тех, что принятых у нас. Погрешности по половому признаку совпадают, а вот сами показатели международных стандартов имеют отклонение в большую сторону:

  • вес – 6,2-7,6 кг
  • рост – 57,8-68 см;
  • окружность головы – 38,1-44 см;
  • окружность груди 37,3-45,2 см.

Отклонения росто-весовых показателей от нормативов

Младенец 4-х месяцев набирает вес в непосредственной связи с такими факторами, как:

  • рацион;
  • наследственность;
  • течение беременности;
  • физиологическое развитие.

Если роды прошли до срока, малыш может отставать по росто-весовым показателям от нормальных значений. В 4 месяца он может не догнать своих рожденных в срок сверстников и «выровняться» лишь ко 2-му году жизни. То же касается переношенных детей или малышей, которые родились очень крупными по наследственным причинам. Их показатели отличаются от возрастной нормы, правда, в большую сторону.

Такая ситуация не повод для паники. Более значимым в этом случае будет анализ общего состояния крохи, но при изменении весовых показателей в большую или меньшую сторону на 1 кг, следует обратить на это внимание. Оба случая – повод направиться к специалисту и изменить рацион крохи, так как они чреваты:

  • ожирением (увеличение массы тела);
  • рахитом и гипоксией (снижение весовых показателей).

Режим для 4-х месячного ребенка: нужен или нет?

На пятом месяце в жизни ребенка должны произойти существенные перемены. Пора прививать ему привычки к соблюдению распорядка дня. К 4 месяцам малыш должен четко отличать день от ночи. В этом возрасте ваше чадо нуждается:

  • в ежедневных длительных прогулках на свежем воздухе;
  • тщательном массаже, особенно нуждаются в массаже кисти и стопы (лучше делать упражнения перед приемом вечерней ванны) (подробнее в статье: видео-уроки по массажу для ребенка в возрасте 4 месяца);
  • каждодневном купании (желательно перед сном, если крошка хорошо реагирует на водные процедуры);
  • активных развивающих играх в период бодрствования.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать ребенок мальчик в 4 месяца?

На пятом месяце жизни малыши больше времени тратят на общение со взрослыми и познание мира. Однако переусердствовать с этим не стоит. Ребенок не должен проводить без сна более 4-х часов подряд, такое бодрствование может перегрузить его нервную систему, что приведет к нарушению сна и нервным расстройствам.

В четыре месяца родители должны уделять время тому, чтобы обучить ребенка засыпать и спать самому, позаботиться о качественном ночном сне. Сон и еду пора разносить на разные промежутки времени, не стоит кормить кроху в кроватке.

Физиология ребенка и ее особенности

4-5 месяцев – это время, когда ребенок перестает носить царапки, даже если в более раннем возрасте удавалось их надеть, поэтому за длиной ногтей нужно следить. Ногти у детей хотя и мягкие, но при отламывании образуют острые поверхности, которыми малыш легко может оцарапать и себя, и маму.

К этому возрасту кишечник перестает беспокоить малыша, его работа стабилизируется, но на смену одной проблеме приходит другая. У ребенка активно начинают резаться зубы. Это вызывает сильный зуд, слюнотечение и даже болевые ощущения в области десен. Опытный врач посоветует наиболее подходящее для крошки средство. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как понять, что у ребенка режутся зубы?

На этом этапе жизни следует особое внимание уделять развитию мышечного корсета 4-х месячного ребенка. Некоторые детки могут привести свое тело в сидячее положение. Если они лишь делают попытки сесть, помогать им и усаживать их нельзя. Как только мышцы и костная система будут готовы, кроха сможет сесть самостоятельно. Игры для малыша имеют большое значение, так как способствуют укреплению мышц и развитию познавательной сферы.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем кормить ребенка на искусственном вскармливании в 4 месяца?

Психическое развитие малыша

  • активный контакт с внешним миром;
  • тяга к ярким цветным предметам;
  • усовершенствование речевого аппарата;
  • обогащение эмоциональной сферы.

Это основные моменты в психике младенца, на которые взрослым следует обратить внимание. Тенденция говорить на ненужные детям темы или в их присутствии высказывать негативные суждения недовольным тоном должна быть забыта. Этого не следует делать и в более раннем периоде. Но в 4 месяца думать, что ребенок мал и не понимает слов или интонаций, не стоит.

Он прекрасно разбирается в эмоциональной окраске речи, реагирует на нее и эмоционально, и поведенчески. Может расплакаться. Нервная система малыша четырехмесячного очень чувствительна, он бурно реагирует на раздражители, как на позитивные (например, на обращение к нему по имени), так и на негативные (например, он тянет к маме ручки, а она проходит мимо, не обратив на это внимания).

В 4 месяца крохе очень понравятся песни и потешки, музыкальные игры, которые сочетаются с массажем (рекомендуем прочитать: чем заниматься и как играть с ребенком в 4 месяца?). При обращении к ребенку по имени и с улыбкой, он радостно отвечает улыбкой и гулением (может пытаться произнести отдельные слоги), т.е. уже четко распознает свое имя. Некоторые детки из любви к произнесению звуков могут перенапрягаться и розоветь, в этом нет ничего страшного, просто они увлеклись процессом.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каких врачей нужно пройти ребенку в 4 месяца?

В этом возрасте внимание детей уже не поглощено целиком удовлетворением естественных потребностей (голода, жажды, потребности в защищенности и сне), они способны удивляться, восхищаться, обижаться, огорчаться. С ними нужно считаться как с личностями, развивать эмоциональный компонент этой личности в должном русле. И все же в этом возрасте основные потребности имеют существенное значение.

Сводная таблица навыков и умений

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность «Комплекс оживления» возникает легко и часто: при контакте с малышом он широко улыбается, двигает ручками и ножками. Из положения лежа на животе опирается на ручки, приподнимая верхнюю часть туловища. Легко переворачивается на бок. Может делать попытки ползать по кроватке. Хорошо удерживает головку в вертикальной плоскости, вертит ей в разные стороны. При поддержке под мышки опирается ступнями о твердую поверхность (ножки при этом согнуты в тазобедренных суставах).
Движения ручек Развивается тактильная чувствительность: низко висящие над кроваткой игрушки трогает, хватает, тянет в рот обеими ручками. Погремушки хорошо удерживает, трясет их. С 4х месяцев развиваются целенаправленные действия с предметами: учится перемещать игрушки, двигать ими, извлекать звуки.
Навыки В процессе кормления придерживает мамину грудь или бутылочку. При виде груди тянется к ней, пытается захватывать.
Зрение Понимает, какое изображение объемное, а какое плоское. Хорошо следит за игрушкой в течение 3х минут. Узнает себя в зеркале. Узнает и радуется близким, на незнакомых смотрит спокойно и настороженно.
Слух С замиранием прислушивается к голосу, звукам, поворачивает головку в их сторону. Отличает голос близкого человека от незнакомца.
Эмоции Смеется в голос. Начинает реагировать на щекотку. Интересуется всем, происходящим вокруг. До 20 минут может играть сам с собой, трогая и двигая игрушки. Затем требует к себе внимания.
Речь Гулит, повторяя гласные на распев. Появляются первые слоги.
Интеллект Учится выполнять целенаправленные действия. Начинает понимать причинно-следственные связи: если нажать на выключатель, то свет погаснет.

Питание и его особенности

К этому возрасту можно переходить на 5-ти разовое питание, в таком случае последнее кормление будет приходиться примерно на 20 часов. При этом младенец должен спать примерно 10 часов подряд, именно поэтому режим питания на грудном вскармливании должен быть скорректирован. Однако, не все малыши в 4 месяца могут выдержать длительную голодную паузу, некоторые детки все же просят еду – можно попробовать поить их детским чаем или разведенным соком. Возможно, малютка просыпается, потому что хочет пить, но если этого недостаточно, конечно, морить голодом малыша не стоит. Постепенно нужно все-таки отучать его от грудного кормления ночью – например, плотно накормив при последнем вечернем приеме пищи.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: режим крохи: хороший сон в 4 месяца у ребенка

Если малыш находится на грудном вскармливании, прикорм можно не вводить. Если же кроха искусственник, или рацион питания является смешанным, нужно понемногу приучать вашего ребенка к «взрослой» пище. Начать можно с овощных пюре. Некоторые детки хорошо кушают с ложечки с первых проб, некоторые не воспринимают такой способ питания. Малышу можно дать поиграть детской пластиковой ложкой, чтобы он к ней привык. Это облегчит последующее его кормление.

Между кормлениями (если ребенок здоров и родился в срок) должно быть не менее четырех часов, отклонение до получаса допустимо, но лучше его избегать путем полноценного кормления при каждом приеме пищи. Если малыш отстает в наборе веса, попробуйте перейти на 6-ти разовый режим питания.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: подробная таблица веса девочек (4 оценили на 3,25 из 5) Loading… Поделитесь с друьями!

Ребенку исполнилось 4 месяца. Четырехмесячный кроха стал более активным, эмоциональным и подвижным. У него увеличивается тактильная чувствительность, малыш сосредоточен при прикосновениях и улыбается при щекотании. Во время бодрствования грудничок внимательно изучает всё вокруг. Рассмотрим более подробно физическое и психическое развитие.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Двигательная активность младенца на данном этапе еще ограничена, ведь большую часть времени он проводит лежа на спине. Поэтому прибавка в массе за предыдущие четыре недели произойдет сравнительно большая – около 0,7 – 0,8 кг. Вырастает кроха за предыдущие недели на 2,5 см – 3 см, и многая одежда становится ему уже мала. Окружность грудной клетки и головная окружность уже почти уравнивают свои показатели и уже к пятому месяцу грудная клетка станет в обхвате слегка больше, чем голова.

Таблица показателей средних величин физического развития

Параметры развития Примерные показатели нормы
девочки мальчики
Рост 62 см 63 см
Вес 6,5 кг 6,9 кг
Окружность головы 41 см 42 см
Окружность груди 39 см 40 см
Размеры большого родничка 16 – 18 мм

Важно! Хотя каждая мама знает, что её младенец развивается по своему индивидуальному темпу, стоит все же обращать внимание и на средние параметры большинства грудных детей данного возраста. Границы норм позволяют выявить, есть ли отставание в развитии, и не следует ли обратить внимание на корректирование одного или нескольких показателей физического развития (наиболее важны для оценивания рост и вес).

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Ваш 3-х месячный малыш повзрослел на месяц. Младенческие колики к четвертому месяцу жизни остаются позади, и грудничок большую часть времени пребывает в хорошем настроении. Самостоятельно передвигаться еще не может, поэтому в моменты бодрствования рассматривает всё вокруг и пытается дотянуться ручками до близлежащих предметов. Очень радуется общению со взрослыми, начинает гулить, радостно шевелить ручками и ножками, заметив, что к нему обращается мама или папа.

Настало время ближе знакомиться с чадом, ведь теперь он выражает множество эмоций. Именно в этом возрасте кроха начинает забавно смеяться, а не только одаривать окружающих своей улыбкой. Чем активнее происходит общение грудничка с окружающими, тем больше с каждым днем в его речи появляются различные звуки лепета.

Что умеет четырехмесячный ребенок

Вот перечень основных навыков:

  • лежа на животике голова держится вполне уверенно несколько минут, и в этот момент крошка старается рассмотреть все вокруг. Более того, он уже способен кратковременно приподнимать свою верхнюю часть тела вместе с головой и опираться на локти;
  • перевороты на животик уже вполне освоены с положения «лежа на спине». Некоторые непоседы делают первые попытки ползания на животе, помогая себе при этом ножками. Еще немного, и ваше чадо действительно поползет! Оставлять его одного сейчас можно лишь в кроватке с бортами или манеже, но ни в коем случае не на диване или кровати – переворачиваясь, маленький уже вполне может свалиться с него;
  • в положении лежа на спине учится приподнимать вверх голову вместе с лопатками – так выглядят первые попытки садиться. Этот момент можно стимулировать, предлагая крошке взять игрушку из ваших рук. Он будет тянуться к ней вверх, приподнимая весь плечевой пояс;
  • к этому возрасту вполне уверенно управляет своими маленькими ручками, тренируя будущий навык – пинцетный захват. Карапузу нравится ко всему прикасаться, он начинает познавать мир через кончики пальцев. Это заметно в моменты кормлений – чадо может обхватывать мамину грудь или бутылочку, удерживая её. Лежа в кроватке, младенец уже не просто рассматривает предметы, а пытается ухватить их, если позволяет расстояние до них (игрушки с подвесной мобильной карусели и т.д.);
  • в периоды игр и общения строит гримасы, выражая удивление, радость или тревогу, при этом озвучивая все свои чувства разными интонациями. В возрасте 4 – 4,5 месяцев грудничок становится эмоциональным, он может испытывать весь спектр эмоций – от заливистого смеха до слёз;
  • гуление, имитирование звуков в моменты бодрствования могут длиться долго. Иногда своеобразные «беседы» он может вести сам с собой и ночью, внезапно проснувшись. Часто можно услышать ясный звук «а-а-а», «о-о-о», «е-е-е», при этом кроха будет сам прислушиваться к ним. Некоторые детки могут произносить даже цепочки ритмичных слогов «да-да-да», «гу-гу», но никакой смысловой нагрузки они пока, конечно же, не несут.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Сравнивая развитие в четыре месяца малышей мужского и женского пола, можно утверждать, что мальчики зачастую опережают своих сверстниц по физическим параметрам. Так, рост маленьких карапузов в этот период может входить в диапазон 61 – 66 см, тогда как у девочек длина увеличилась в пределах 60 – 65 см. С весом подобная ситуация – у мальчиков он может достигать в пределах нормы 7700 г, а у девочек в четыре месяца вес редко доходит до отметки в 7100 г.

В остальном, различия между здоровыми детьми обоих полов носят незначительный характер и зависят от особенностей вскармливания, конституции родителей, национальной принадлежности и даже места проживания. Поэтому приведенные выше данные различий между мальчиками и девочками грудного возраста можно считать весьма условными.

Нейро-психомоторное и психическое развитие на 4-м месяце жизни

Речь Ребенок издает пока гортанные звуки, в основном без участия губ и языка. В часы бодрствования он может «петь», долго протягивая один звук на разные лады. Также малыш пробует громко кричать и затем с удивлением прислушивается к издаваемому им самим голосу.
Слух В этот период случается маленькое открытие, что голоса родных людей звучат по разному! Теперь кроха может определить по голосу, кто вошел в комнату – папа или мама. Замолкает, если слышит музыку, с интересом прислушивается к различным домашним звукам.
Зрение Ребенок уже запомнил лица близких и, узнав их, мгновенно реагирует улыбкой и оживлением. Обращает внимание на все движущееся и разноцветное: его интересуют деревья, машины, воздушные шары, птицы, бегающие дети во дворе и даже солнечные «зайчики» на стене. Он пытается ухватить ручками свисающую игрушку; более того, у него уже работает глазомер и он может определить, как далеко нужно протянуть ручку, чтобы схватить предмет.
Эмоции Любое событие сейчас переживается бурно – эмоции радости и плача навзрыд могут сменять друг друга постоянно. Если ему плохо, то он будет горько плакать; а если же хорошо, то его восторг будет слышен во всем доме! Первой его чувства разгадает, скорее всего, мама, ей легче понять, радуется её чадо или же собирается всплакнуть. Основные открытия этого месяца – интерес, удивление и досада, но пока эти эмоции лишь кратковременные.
Движения В позиции лежа на животе ребенок пытается приподняться и сгибает локти под прямым углом. Поворачивается самостоятельно на любой бочок, но обычно один из поворотов вправо/влево дается ему легче и он предпочитает именно его. Активно сучит ножками, а при нахождении на руках взрослого тянет ручки к ближайшим предметам.
Моторика Пора знакомить грудничка с бумагой – он любит рвать и мять мягкие журнальные листы и делает это с особым удовольствием. Особенно может проявляться интерес к ярким страницам. Также он с интересом перебирает грызунки с разными поверхностями – пупырчатой, гладкой, холодной, ребристой.
Игра Грудничок начинает забавлять себя сам, ведь у него, оказывается, есть столько интересного и неизученного. Ручки, ножки, одежда – все при случае немедленно тащится в ротик. На яркие погремушки тоже с удовольствием обращает внимание и усиленно пытается до них дотянуться и схватить.

Медицинский осмотр в 4 месяца

В этом месяце маме и малышу необходимо будет посетить детскую поликлинику дважды – для ежемесячного осмотра ребенка педиатром и для введения второй вакцины против пневмококковой инфекции (при отсутствии медицинского отвода от прививок).

Педиатр, наблюдающий маленького пациента с рождения, на текущем приеме даст оценку общему состоянию здоровья, а также:

  • взвесит и измерит его рост;
  • измерит окружности головы и груди, сравнит их с общепринятыми медицинскими нормами;
  • осмотрит большой родничок;
  • проверит основные рефлексы (хватательный рефлекс, рефлекс Моро).

Также, даже при отсутствии жалоб, доктор в обязательном порядке послушает сердечко, легкие, ощупает животик. По всем вышеперечисленным параметрам специалист судит о том, здоров ли грудничок и нормально ли происходит его развитие.

К врачам узкого направления, таким как невролог, хирург, ортопед, четырехмесячным детям дается направление только при необходимости. Если же жалоб нет, ребенок растет и развивается в соответствии с нормами, то этих специалистов по плану нужно будет посетить лишь по достижению полугодовалого возраста.

Обратите внимание! На первом году жизни важно не игнорировать ежемесячные приемы педиатра, дабы не упустить и обнаружить возможные проблемы со здоровьем, которые могут проявиться со временем.

Режим дня четырехмесячного ребенка

Новый день подросшего грудничка, как и в первые месяцы жизни, начинается с необходимых гигиенических процедур:

  • необходимо умыть младенцу лицо, вытереть ватным тампоном шейные складки, промыть глазки, очистить при необходимости ушки и носик;
  • крохотные ноготки растут быстро, поэтому в этом возрасте их приходится стричь довольно часто, ведь маленький так и норовит засунуть ручки/пальчики в рот;
  • ежедневное вечернее (или дневное) купание также является обязательным – у крохи вырабатывается привычка содержать свое тело в чистоте, а каждодневная гигиена способствует его здоровому физическому развитию.

Прогулки с 4-месячным чадом родителям следует организовывать как минимум дважды в день, с оглядкой на погодные условия. Длительность прогулок в теплое время года может быть увеличена с 2 до 4 часов, режим дня при кормлении грудью позволяет при желании гулять и больше – до 6 часов. В холодную погоду педиатры советуют бывать на воздухе по возможности 1 или 2 часа в день. Полностью воздержаться от гуляния необходимо при сильном ветре, ливне, а зимой – в сильные морозы.

Примерно так может выглядеть режим дня в 4 месяца:

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Пять секретов хорошего сна для грудничка

Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.

1. Ежедневные прогулки

Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.

2. Активные игры

Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.

3. Купание перед сном

На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.

4. «Одновременное дыхание»

Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.

5. Эмоциональное состояние

Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну. И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.

На заметку! Важно помнить – когда спокойны вы, спокоен и ваш кроха. Маленькие дети очень чутко реагируют на изменение эмоционального состояния мамы. Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада.

Питание младенца – на что обратить внимание маме

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.

У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – 5 месяцам грудничков на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Каша С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши.
Овощное пюре С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней.
Фруктовое пюре Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Упражнения с крохой

Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 – 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.

Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:

  1. катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
  2. велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
  3. обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.

С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:

Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз),

Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок).

Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью).

К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях).

Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача).

Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе),

Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе).

Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз),

Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам).

Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем).

Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.

Массаж для укрепления здоровья ребенка

Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком. Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.

  • Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
  • Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
  • Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
  • Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
  • Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
  • Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.

P.S. Впереди 5-ый месяц. Советуем ознакомиться, что должен уметь делать пятимесячный ребенок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *