Почему люди любят танцевать?

Почему люди танцуют?

Эволюция, нейробиология и гены — наши главные учителя танцев

Ответ на вопрос, почему мы танцуем — и даже почему некоторые люди делают это лучше других — можно найти в теории эволюции. Исследование, опубликованное в 2006 году, показало, что способность танцевать фактически связана с механизмом выживания. Для наших доисторических предков танцы были способом связываться и общаться, особенно в трудные времена. Более того, ученые считают, что те люди, которые обладали хорошей координацией и чувством ритма, могли иметь эволюционное преимущество.

По словам Стивена Дж. Митена, археолога из британского университета Рединга, наши предки научились использовать танец, чтобы привлечь к себе союзника или помощника, аж полтора миллиона лет назад.

Также, судя по недавним исследованиям, антропологи и эволюционные биологи сходятся во мнении, что природа танца кроется в механизме имитации. Подражая, маленькие дети, например, учатся говорить и выполнять те же действия, что и взрослые. В то же время опыт повторения укрепляет связь между восприятием себя и другими людьми, совершающими одно и то же. По аналогичной модели мы учимся танцевать, то есть не столько интуитивно сокращаем мышцы в такт музыки, сколько воспроизводим двигательные траектории, которые наблюдаем.

Некоторые исследователи полагают, что имитация поведения объясняется особыми нейронными структурами, в то время как другие эксперты утверждают, что разгадку стоит искать в когнитивных механизмах общего обучения и двигательного контроля организма. К слову, анализ мозговой активности, проведенный методом магнитно-эмиссионной томографии, выявил интересную связь.

Во время танца и во время подражания чьим-то действиям работают одни и те же нейронные схемы, происходящие в одних и тех же областях мозга — в первичной моторной коре, затылочной и височной долях.

Это наблюдение продолжает подкрепляться исследованиями особых клеток — зеркальных нейронов, расположенных в коре больших полушарий. Зеркальные нейроны были открыты лишь в 90-е годы, и многое о их функциональной роли еще предстоит выяснить. Но совершенно точно известно, что эти клетки активизируются при совершении конкретного действия и наблюдении за тем, как кто-то выполняет это же самое действие. Помимо этого, зеркальные нейроны особенно сильно возбуждаются, когда человек чему-то учится или проявляет эмпатию. Поэтому обнаружение повышенной работы этих клеток у профессиональных танцоров удивления не вызывает.

Тут стоит добавить, что биология танца куда более сложна. В комплексном исследовании, опубликованном в Scientific American, отмечается, что скоординированные движения, выполняемые под музыку, стимулируют центр удовольствия в мозге. Причем активизация этого участка мозга и повышенная выработка гормона дофамина происходят во многом именно из-за музыки, а не движений. То есть приятные ощущения, возникающие при прослушивании мелодии и ее ритма, усиливаются, если не просто слушать музыку, а двигаться в такт с ней. Взять, к примеру, бразильское традиционное искусство — капоэйру. Это и танец, и боевое искусство. Мастера капоэйры объясняют, что превращение боевых приемов в танцевальные движения под музыку неслучайно — именно удовольствие, получаемое от музыки и хореографии, позволяет искусно осуществлять боевые практики.

Кстати, помимо физиологии, в деле о танцевальной сущности замешаны и генетические закономерности. Любопытные данные получили израильские ученые, исследовавшие ДНК группы танцоров и людей, не знакомых с хореографией. В итоге генетики обнаружили интересный факт. У танцоров отчетливо выделяются два гена, связанные с предрасположенностью к тому, чтобы быть хорошими социальными коммуникаторами — во многом это связано с выработкой гормона вазопрессина. Кроме того, было обнаружено, что у танцовщиков более высокий уровень и другого гормона — серотонина, который, как известно, влияет на чувство радости и счастья.

uCrazy.ru

Занятия в клубе или персональные уроки, Венские балы или просмотр «Танцев со звездами» на ТВ — сегодня этот вид досуга в моде. И, судя по многочисленным объявлениям самарских школ и студий танцев, приглашающих на уроки аргентинского танго и латины, сальсы и хастла, модерна и брейк-данса, любителей потанцевать в нашем городе немало. Обозреватель Медиа группы «Ваш выбор»Ольга Петропавловская попыталась разобраться в феномене нынешнего всплеска интереса к различным видам танцев, а помогала ей в этом психолог Екатерина Кармаева.
Люди по-разному влюбляются в танцы: одни сначала овладевают танцевальной техникой, а потом начинают импровизировать. Другие, наоборот, начинают с импровизаций под любимую музыку, танцуют дома, в клубах, на дискотеках, давая выход своей энергии, а если произвольных движений в определенный момент становится мало, отправляются в танц-школу. «Главное — в том, что их это радует и дает хорошее настроение», — считает психолог Екатерина Кармаева.

Для одних танцы — это возможность поддерживать себя в хорошей физической форме, других привлекают новые знакомства, общение с близкими по духу, творческими людьми. Желающих танцевать становится все больше, и в самарских ночных клубах, барах и кафе уже стало «хорошим тоном» проводить регулярно вечера в стиле того или иного танцевального направления. Так почему же кто-то из нас без ума от танго, а кто-то самозабвенно осваивает танец живота? Кто-то обожает сальсу, а кто-то предпочитает вальс? Попробуем получить ответы на эти вопросы.
Гармония пары
«Я впервые увидела, как танцуют танго полтора года назад в кафе «Бумажная луна». Звучало старое танго, и танцоры — всего несколько пар — двигались завораживающе красиво, — рассказывает 22-летняя Евгения. — Однако мне потребовался год, чтобы решиться самой попробовать танцевать. Невозможно описать, какое новое качество обрела моя жизнь, какими красками она заиграла!».
Танго зародилось в портовых тавернах Буэнос-Айреса и удивительным образом сочетает в себе горячий латиноамериканский темперамент и целомудрие католической страны. Сдержанное и страстное одновременно, оно предполагает совершенно особые взаимоотношения в паре. Мужчина — стопроцентный лидер, он полностью берет на себя ответственность за движение пары. Роль женщины заключается в чутком следовании, умении и готовности полностью доверить партнеру свое тело.
«В сегодняшнем обществе наши социальные роли размыты. И мне кажется, мы все испытываем от этого постоянный стресс, — считает Евгения. — Женщина вынуждена быть сильной, а мужчине приходится уступать свое лидерство. В танго же традиционные женские и мужские роли жестко закреплены. Поэтому можно, в конце концов, расслабиться и почувствовать себя женщиной. То же самое, по-моему, касается мужчины — здесь он может наконец почувствовать полное доверие женщины и осознать свое лидерство». «Выбирая этот танец, — утверждает Екатерина Кармаева, — человек, скорее всего, хочет получить то, чего ему недостает в реальных отношениях: женщина может почувствовать себя слабой и опекаемой, мужчина — безоговорочным лидером».
Вот история Арины, которая считает, что именно танго она обязана огромным переменам в своей личной жизни: «До того как заняться танго, я рассталась с Алексеем. Наши отношения во многом меня устраивали, но страшно угнетала необходимость самой принимать все серьезные решения, все время быть сильной, нести ответственность — и за свою жизнь, и за наши отношения. Я искала сильного, доминирующего мужчину. Но, как только такой появился в моей жизни, я поняла, что меня это не устраивает: он единолично решал, куда мы пойдем, что будем есть, когда поженимся и сколько у нас будет детей! Это оказалось для меня совершенно неприемлемым. А спустя еще какое-то время мы вновь встретились с Алексеем и… пока не расстаемся. Мне кажется, занятия танго — танцем, в котором ведет мужчина, — позволили мне «отыграть» роль слабой женщины и начать относиться к реальной ситуации по-другому».
«Танго — очень чувственный танец — комментирует Екатерина Кармаева. — По форме сдержанный, по содержанию — невероятно страстный. В нем нет открытой сексуальности, свойственной другим латиноамериканским танцам, это «буря страстей», спрятанная глубоко внутри».

Так что, танцуя танго, мы преодолеваем страх перед другим человеком, окунаемся в чувственную и эмоциональную близость и, не произнося ни слова, разговариваем с помощью движений. И в этом разговоре надо быть не только упоенным, но и сосредоточенным: даже крошечный неверный шаг способен на время нарушить гармонию пары. Как, впрочем, и в жизни.
Шаг к мечте
Этот прекрасный танец в начале XIX века произвел настоящий фурор. Однако официальное отношение к вальсу на первых порах было весьма осторожным, на балах его разрешалось танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы считались не вполне приличными. Однако это не помешало вальсу в скором времени покорить Европу. В наши дни умение танцевать вальс — признак аристократизма, своего рода знак касты: ведь именно его танцуют на европейских балах.
«Я родилась в небольшом поселке, родители развелись, мама, учительница младших классов, зарабатывала немного, — рассказывает 44-летняя учительница Людмила. — А я всегда мечтала об элегантном доме, обеспеченном муже, детях, которые будут учиться в элитной гимназии… После школы я переехала в Самару, поступила в СамГУ, познакомилась с интересными людьми, но, увы, несмотря на все свои успехи, в том числе и у мужчин, не могла избавиться от «провинциального» комплекса. Какой-то внутренний голос твердил мне: «Все это не для тебя». И тогда я начала танцевать вальс. Это словно приближало меня к избранным, позволяло почувствовать себя «одной из них».
«Безусловно, выбирая тот или иной танец, мы реализуем определенные желания и мечты, — комментирует Екатерина Кармаева. — Бальные танцы сами по себе красивы, но они еще и реализуют нашу тягу к «красивой жизни» — в символическом смысле слова. Вальс дает возможность на время перенестись в другую эпоху, примерить роль, которая в реальной жизни нам недоступна». Желание изменить внешность, сделать элегантную прическу, надеть особую, настраивающую на танец одежду. «Платье, туфли на высоком каблуке, тщательно уложенные волосы, макияж — в реальной жизни мне очень этого не хватает, — признается 27-летняя Полина. — Но, согласитесь, если бы я, инструктор по плаванию, приезжала в бассейн в вечернем платье и на каблуках, то выглядела бы просто комично. Мне кажется, это проблема многих работающих женщин — приходится ходить либо в строгом офисном костюме, либо в максимально удобной одежде. А занятия бальными танцами дают все это — потрясающее удовольствие не только для тела, но и для души!».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *