Осетин и русская

Про женщин

Женщин наших не сажают за один стол с мужчинами не из-за пренебрежительного к ним отношения и унизительного их положения в обществе, а ровно потому же, почему нет женщин в церквах среди священнослужителей. Бывает их там? Нет.
Наши застолья не просто увеселительные мероприятия с обильным питьем и закусками, а ещё, и главное — молитвы. Тосты, которые произносит старший, сидящий во главе, не просто тосты за мир в мире, за прекрасных дам, за ваше здоровье, за ваше здоровье и т.д. Это целый молитвенный ритуал, строгий, со специальным обязательным порядком, который сохранился и не меняется веками. Поэтому женщины сидят за отдельным столом, в легкой и свободной атмосфере, и еда и питье у них на столах более женские. То, что у русских называется «пир» на весь мир, по-осетински звучит «куывд» — молитва. Вот и всё. Ни при чем здесь не уважение женщин. Можно не уважать мать свою, сестру, дочь? Любимую женщину, бабушку? Конечно нет. Просто у нас лучше сохранились древние традиции, ритуалы, доставшиеся нам из Ветхого Завета, как мне лично кажется. Очень кажется, потому что очень похоже всё. И всё из-за длительного обособленного проживания в труднодоступных местах, не подвергающегося никаким сторонним влияниям. Я не специалист, конечно, и специально этим не занималась, просто делюсь своим мнением и мыслями на этот счет. отвечая на ваши высказанные и не высказанные вопросы.
Отсюда: http://dvosetia.ru/audit
Женщина пользуется большим почетом, чем мужчина.
К. ХЕТАГУРОВ
По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с нею, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжать свой путь.
К. ХЕТАГУРОВ. 1894 г. (117, с. 356)
Между прочим, хорошими качествами туземного (в данном случае осетинского.— К- Ч.) характера можно указать еще на одну своеобразную черту туземного великодушия. Во время кровной вражды туземцы никогда не убивают женщин враждебной стороны. Если же кто-нибудь и сделает подобное преступление, то он этим навлекает на себя величайшее презрение своих и чужих людей. Сколько ни расспрашивали мы, туземная хроника не представляла еще случаев подобного нарушения рыцарских правил.
И вот ещё целая статья об этом.
отсюда: http://iriston.com/books/gostiev_-_narodnye_tradicii_osetin/Glava_III._Luchshie_narodnye_tradicii_i_obychai_osetin.htm
Уважение к женщине
В Осетии с древних времен честь и достоинство женщины всемерно оберегались всем образом жизни горской семьи. Достоинством мужчины считалось предупредительное, почтительное отношение к женщине, позором для него – проявление грубости, непристойного поведения в ее обществе, рукоприкладство и т.д. И это в то время, когда женщина, особенно молодая, находилась на протяжении веков в бесправном, угнетенном положении. Известный ученый В.Ф. Миллер писал в 1881 году: «Как ни безотрадна жизнь женщины, однако к чести осетин нужно сказать, что между ними крайне редко встречаются факты грубости и насилия против нее. Бить женщину считается позором».
Что касается женщины старшего возраста, то она находилась на особом положении и пользовалась большим всеобщим уважением. Обидеть ее считалось святотатством. В условиях горской жизни неписаные законы действовали строго, требовали рыцарского отношения к женщине. О ее высокой роли в обществе и непререкаемом авторитете убедительно говорит то, что единственной силой, способной остановить любые драки, вооруженные конфликты, вплоть до прекращения кровной мести, была женщина. История осетинского общества знает немало случаев, когда женщина одним своим присутствием предотвращала, казалось бы, неизбежное кровопролитие. В полной безопасности чувствовал себя даже кровник, если его защитницей выступала женщина. «Тот считается в безопасности, кого взяла под свою защиту женщина“, – писал Штедер во второй половине XVIII века. – Когда они вмешиваются в кровавые схватки с криками в распущенными волосами, то все, пристыженные, вкладывают сабли в ножны и расходятся…». Об этом в свое время писал К. Хетагуров: «…как бы сильно ни было ожесточение ссорящихся, дерущихся и сражающихся, одно появление женщины обуздывает буянов, останавливает и прекращает кровопролитие. Двусмысленное слово в присутствии женщины, неосторожное движение во время танцев, непристойная развязность с девушкой вооружает против провинившегося всю молодежь…».

Наиболее авторитетные женщины принимали активное участие в решении важных общественных дел. Тому немало красноречивых доказательств в устном народном творчестве, где образ легендарной Сатана является одной из недосягаемых творческих высот. Что касается старшей женщины в семье (æфсин), то она занимала равное положение с главой семьи. Чем объяснить это особое положение женщины?
Во-первых, одной из причин являются отголоски матриархата, которые встречаются в Осетии и по сей день, во-вторых, сказывается существенная роль женщины в домашней экономике.
При всем этом отношение к женщине, как ни странно, носило глубоко противоречивый характер. С одной стороны, женщина занимала почетное положение в обществе и семье, с другой – ее права были крайне ограничены; одно отношение к старой женщине, диаметрально противоположное – к молодой. По всей видимости, основной причиной ее двойственного положения являлся патриархальный уклад жизни горцев. Вот как отвечает на этот вопрос М.М. Ковалевский, крупный ученый-кавказовед: «…продолжателем рода может быть только сын. В народе, в котором культ предков успел пустить глубокие корни, заботливость о рождении сына, преимущественно перед дочерью совершенно понятна… сын является «спасителем домашнего очага…».
Таким образом, неравенство между мужчиной и женщиной вытекало из тех социальных условий, в которых мужской пол является и продолжателем рода, и защитником, и надеждой, и кормильцем семьи.
Похищение девушки, насильственная выдача ее замуж, уплата калыма за невесту, экономическая зависимость от мужа, беспрекословное подчинение ему во всем и всегда, отсутствие права на наследование, обычай избегания (уайсадын) – все это и еще многое другое ставило женщину в принужденное, угнетенное положение. Не случайно рождение девочки считалось горем, а семья, не имевшая детей мужского рода, расценивалась как несчастная. Великая Октябрьская революция положила начало равенству между мужчиной и женщиной. А в ходе социалистического строительства были искоренены социальные корни всех вредных пережитков, унижающих женщину.
За годы советской власти из горянок выросли такие ученые, как С.Б. Дзугаева. Ф.И. Хетагурова, Ф.А. Бутаева, И.Х. Габанова, Р.Д. Хубецова, Т.Д. Дзгоева и многие другие.
Всей стране известны имена народных артисток Советского Союза – талантливого дирижера Вероники Дударовой и балерины Большого театра Союза ССР Светланы Адырхаевой.
О беззаветном патриотизме женщин-осетинок ярко свидетельствует их активное участие в разгроме фашизма. Более 3000 славных дочерей Осетин героически сражались на различных фронтах Великой Отечественной войны. В их числе – полковник медицинской службы С.В. Саламова, майор медицинской службы В.А. Ревазова, майор, командир батальона связи В.Д. Салбиева, майор медицинской службы, начальник госпиталя Е.А. Ботоева.
Немало успехов на счету наших женщин по созданию материально-технической базы общества и в области культурного строительства. Достаточно сказать, что шесть женщин-осетинок стали Героями Социалистического Труда: Е.Н. Битиева – строгальщица Орджоникидзевского ВРЗ, П. Е. Боллоева – труженица колхоза им. Ленина Ирафского района, К.Н. Кесаева – швея-мотористка швейной фабрики им. С. М. Кирова, Н.С. Гогичаева – доярка конезавода № 8 им. А. Кантемирова Правобережного района, Н.А. Цаликова – учительница школы № 15. Н.К. Багаева – доярка колхоза «Дружба» Пригородного района.

Трудовые достижения дочерей Осетии, их профессиональное мастерство достаточно убедительно говорят о том, на что способна женщина, представительница малочисленного народа.
Но, к великому сожалению, в нашем быту еще и сегодня сохранились остатки фактического неравенства и положении женщин. И об этом следует сказать со всей откровенностью.
Наряду с бесспорными приобретениями, у женщин остались заботы, которые до сих пор во многом мешают им в полной мере использовать свои права. Неустроенность быта, нехватка детских учреждений, безработица – все это, прежде всего выпадает на женскую долю. Так что и здесь сказался остаточный принцип в развитии социальной сферы. Но такое положение могло сохраняться еще и потому, что с мнением женщин не очень-то и считались. Нет их должного представительства в руководящих органах. Да и в целом женское движение постепенно заглохло или приобрело формальный характер.
В Северной Осетии, и прежде всего в горной ее части, не редкость мужчина, который не появляется на людях со своей женой. Они не бывают вместе ни в гостях, ни в общественных местах, ни в культурных учреждениях. Это водится и за некоторыми нашими интеллигентами, предпочитающими так называемое «мужское общество». У мужа своя жизнь, у жены – дети, хозяйство.
В некоторых семьях жена только прислуживает гостям, но не садится с ними. Даже в сугубо семейных делах у нее нет равного с мужем права решать их, хотя их практическое решение чаще ложится на ее плечи.
Мало семей, где между работающими мужем и женой поровну распределяются обязанности по дому. В сознании некоторой части людей еще живет представление, что домашнее хозяйство – это удел женщины. Некоторые мужчины считают позорным для себя помогать по дому своей жене, выполнять так называемые «женские работы».
Неравенство женщины в быту ограничивает возможности ее активного участия в сферах производства и культуры, умаляет ее роль в жизни общества. В семьях, где вся забота о детях и домашнем хозяйстве возлагается на жену, у нее не остается ни сил, ни времени для повышения уровня своего общего развития. Перегруженность женщины-работницы домашними делами отрицательно сказывается на ее интеллектуальном росте. И нередко разный культурный уровень супругов приводит к семейным конфликтам, а иногда и к распаду семьи.
Многие представители «сильного пола» до сих пор не хотят примириться с тем, что современная женщина занимает в нашем обществе равное положение с мужчиной и требует к себе принципиально нового отношения – равноправного.
Когда мы говорим об остатках неравенства в положении женщины, то объективности ради надо иметь в виду два существенных обстоятельства: во-первых, неверно судить об этом по чисто внешним проявлениям в отношениях между мужчиной и женщиной, ибо здесь много иллюзорного, условного, показного. Дело в том, что в силу ложного стыда, боязни уронить свое мужское достоинство многие мужья нередко всячески стараются демонстрировать свое главенствующее положение. Они создают видимость исключительной независимости от жен, игнорируют их интересы, желания, мнения, презрительно относятся к женской работе, иные публично демонстрируют неограниченность своей власти и т.д. Кстати, многие умудренные опытом жены помогают своим мужьям, щадя их самолюбие, создавать подобную иллюзию. Некоторые мужья это делают ради того, чтобы избежать бытующих до сих пор злословии типа «что он за мужчина, если находится под каблуком жены», «вместо шапки у него на голове платок» и т.д.
Подобная психология на уровне обыденного сознания – результат тысячелетнего господства патриархального уклада жизни горских народов, а также сохранившихся вредных пережитков и предрассудков.
Наши многолетние наблюдения, касающиеся данного вопроса, глубоко убеждают нас в том, что в условиях национальных республик фактическое положение женщины несколько благоприятнее, чем это кажется на первый взгляд. По крайней мере в области общественной жизни. Право на труд, на образование, ведение хозяйства, воспитание детей – здесь женщина почти равноправна с мужчиной. И сегодня она, если и страдает, то не от того, что лишена каких-то прав, а потому, что у нее чересчур много обязанностей, как на работе, так и дома. Остатки неравенства касаются, главным образом, молодых невесток, в несравненно меньшей степени– женщин средних лет и почти не касаются их в преклонном возрасте. Именно молодые невестки сразу же после свадьбы испытывают на себе нечто вроде притеснения. Многим из них, кроме своей работы на службе, приходится делать все по дому, прислуживать чуть ли не всем членам семьи, вставать раньше и ложиться позже всех. Чаще это встречается в семьях, в которых родители жениха ревностно защищают архаичные обычаи. Некоторые родители, и прежде всего, свекровь, злоупотребляют своим положением и неуважительно относятся к своим невесткам, доходят до оскорбления их человеческого достоинства.
Коста Хетагуров очень образно сказал о положении невестки в прошлом: «Никто не слышит ее голоса, никто не видит ее сидящей, встает она раньше всех, везде подметает, убирает, всем прислуживает, ест наскоро и позже всех, ложится спать позже всех». Эти слова Коста и сегодня могут быть отнесены в адрес некоторых наших молодых невесток. Приходится удивляться, как могут эти старшие женщины, вчерашние невестки, проявлять подобную несправедливость, жесткие требования к своим младшим, к подругам своих сыновей, к их молодым женам? Среди свекровей находятся и такие, которые, не считаясь с чувствами детей, требуют развестись с любимой женой. Это как раз тот случай, когда женщины, прежде всего и больше всего страдают от женщин же, и здесь ни при чем отсутствие фактического равенства между мужчиной и женщиной.
Полностью еще не изжит и такой пережиток, как «уайсадын», суть которого заключается в том, что невестка не имеет права разговаривать со старшими родственниками по линии мужа, в особенности с его отцом. В их присутствии она не должна садиться, брать на руки своего ребенка, показываться на людях без чулок и косынки, произносить имена своего мужа и его родственников, особенно старших. Этих предписаний адата в большей степени придерживаются осетины, живущие в горной части Северной Осетии. Реже он соблюдается сегодня в плоскостной ее части и почти забыт в городе Владикавказе.
Борьбу против «уайсадын» ни в коей мере не следует понимать так, будто этот обычай направлен против таких высоких, неоценимых внутренних качеств и чувств человека как совестливость, сдержанность скромность. Эти черты составляют не только рациональное зерно «уайсадын», но и основу нравственности вообще. К большому огорчению, еще попадаются молодые люди, которые всячески извращают смысл обычая «уайсадын» и впадают в другую крайность, пренебрежительно относятся ко всему старому, национальному и по отношению к старшим недостойно ведут себя. Им ничего не стоит перебить говорящего, вступить в пререкания, проявить невыдержанность, нагрубить, демонстративно не уступить место или пребывать в некрасивой позе. Нередки случаи, когда невестка оскорбляет, обзывает родителей мужа, совершенно не считается с ними, не прислушивается к их голосу, разумному совету. Свое равноправие такая недалекая особа понимает как вседозволенность, поступает, как ей заблагорассудится, доходит до того, что требует от мужа бросить родителей, даже одинокую старуху-мать. Такое поведение у всех народов и во все времена расценивалось как невежество и бескультурье. Оно непростительно никому, тем более женщине. Отдельные невоспитанные малокультурные невестки (да и не только они) своей развязностью растаптывают лучшие народные традиции, кичась своей «культурностью».

Отрицательная реакция старшего поколения, приверженцев доброй старины, на эти недостойные явления выражена в притче: старик обращается к своей невестке со словами: «В честь того, чтобы вы не соблюдали обычай «уайсадын» и разговаривали со мной, я зарезал барана, а теперь я клянусь зарезать последнего быка только ради того, чтобы вы молчали в моем присутствии». Вот что такое нарушение меры, шарахания из одной крайности в другую.
Внутрисемейным отношениям можно было бы не уделять столько внимания, если бы от них во многом не зависели формирование новой семьи, ее прочность, воспитание детей, моральные качества будущих мужей и жен, их трудовая и общественная активность.

Несколько фактов про Осетин )))

Рылся в инете, нашел тут статью про Осетин, может кому интересно будет почитать.
Сразу предупреждаю букв много)))))
Осетины:
Народ, проживающий на Северном Кавказе и частично по другую сторону Кавказского хребта.
Самосознание:
Осетины – прямые потомки алан. Которые потомки сарматов. Которые, в свою очередь, потомки скифов. И это является предметом гордости каждого осетина в отдельности и всех вместе в целом. Осетины имеют собственное государственное образование – республику в составе РФ. С собственной конституцией и гражданством. И хотя они не обладают всеми признаками «нации» в классическом марксистском ее определении, осетины – нация. Не пытайтесь это оспорить.
Как относятся к себе:
К себе осетины относятся о-о-очень серьезно и уважительно. Былая слава предков не дает им покоя. Впрочем, осетинам и сегодня есть чем гордиться. Что они и делают. Большинство анекдотов, героями которых становятся осетины, выставляют последних как хвастунов.
Характер:
Сдержанный нордический. Темпераментный южный. Это про осетин. С одной стороны, у осетин в чести сдержанность и умеренность во всем. С другой – это чрезвычайно эмоциональный народ. Возможно, поэтому и в чести сдержанность, что неимоверных усилий стоит усмирить бушующую кровь, а победа над собой дорогого стоит.
Одежда:
Еще в начале 20 века осетины ходили в национальной одежде, схожей во многом с национальной одеждой других северных кавказцев, и во многом у них заимствованной. Сейчас подобные костюмы используются лишь в театральных и хореографических постановках, или в случае большого праздника – свадьбы (невеста выходит замуж в национальном платье). Сегодня осетины носят обычную современную одежду. Культ одежды и моды еще не достиг такого размаха как в Европе, но тенденции наблюдаются. Осетинские модницы изо всех сил стараются не отстать от «планеты всей» и зачастую оказываются впереди нее по части дурного вкуса и откровенности нарядов, что, надо заметить, вызывает всеобщее неодобрение и обеспокоенность у старшего поколения, потому как в женщине осетины ценят, прежде всего, скромность.
Деньги:
Деньги сами по себе как таковые большой роли для осетин не играют. Народный фольклор во всех его проявлениях всегда на стороне бедняка. Богатых людей не очень любят. Ни один осетин не сочтет себя глупее другого только потому, что у того больше денег.
Поведение:
Приветствуется скромное и сдержанное. Однако, если вы – девушка, не удивляйтесь, если вам посигналит проезжающий автомобиль или прохожий мужчина присвистнет и цокнет языком – вам просто сделали комплимент. Вы хорошо сегодня выглядите.
Автомобиль:
Предмет гордости и обожания осетинских мужчин, и вожделенная мечта женской половины. Автомобили повально тюнингуются. Причем любые. Один из анекдотов про осетин гласит: «Московский метрополитен больше не принимает осетин на работу машинистами. – Почему? – Первый же, которого взяли за одну смену успел затонировать 2 состава»
Манеры и этикет:
Осетины почитают старших. При появлении старшего младшим положено встать. За стол без разрешения старшего тоже не садятся. При появлении женщин мужчины встают и наоборот. Особое место в этикете осетин занимает гостеприимство. Гость – святое для осетина. «Уазаег – Хуцауы уазаег» — «Гость – Божий гость». То есть подарок от Бога, который надо соответствующе принять.
Семья:
Семья для осетина понятие растяжимое. Среди осетин нет однофамильцев – любые два человека с одинаковой фамилией – родственники. Пусть даже в 10 колене. А уж про двоюродных и говорить не стоит – наиблежайшая родня. Сковывать себя узами брака осетины мужчины не спешат – нужно сначала стать на ноги чтобы достойно содержать семью. Младший сын с семьей до смерти родителей обязан жить с ними. Впрочем, время вносит свои коррективы и многие не придерживаются уже столь строго этой традиции. Для девушки-осетинки идеальный возраст вступления в брак – 21-22 года, когда уже и образование получено и «засиживаться» уже не стоит.
Друзья:
У осетин существует понятие «названный брат». Двое друзей могут назваться братьями, со всеми вытекающими последствиями. Круг знакомых же у каждого осетина очень широк – тут и соседи, с которыми осетины очень тесно общаются, и однокурсники и коллеги. И если вы, например, вознамерились жениться – упаси вас бог не позвать всех вышеперечисленных на торжество – многих вы обидите, а может и оскорбите.
Еда:
Осетинская еда это мясо, осетинские пироги и сыр. Мясо – традиционно говядина или баранина – предпочитают варить большими кусками. Никаких изысков. Сыр готовится в домашних условиях и бывает двух видов: твердый, жирный и соленый и мягкий, в меру соленый и не очень жирный. Последний используется для приготовления осетинских пирогов. Пироги готовятся из пресного дрожжевого теста и различных начинок, в основе большинства которых лежит вышеупомянутый осетинский сыр.
Что касается напитков, из безалкогольных это кисло-молочные подобия кефира или сам кефир, из алкогольных – осетинское пиво «баегаены» и осетинский самогон – «араехъ». Градус алкоголя невысок – в пиве примерно 6, в араке примерно 27-30.
Животные:
Животные в жизни осетин играют две роли: их едят и охранительную.
Дом:
Дом для осетина – его крепость. И в прямом и в переносном смысле. Раньше осетины жили в каменных домиках «саклях» и строили каменные башни для оборонительных целей. Сегодня осетины строят дома из кирпича. Чем больше дом, тем лучше. Он должен быть желательно больше и красивее чем у соседа, и уж точно никак не хуже. Одно из самых страшных осетинских проклятий – пусть пошатнется фундамент твоего дома.
Навязчивые идеи:
«Ды маенаей цаемаей лаег даер дае» — «чем ты более мужчина, чем я». Осетины не признают никаких авторитетов, кроме старшинства. Известны случаи, когда высокие военные чины прислуживали за столом простым солдатам, поскольку те старше по возрасту. Во всех остальных случаях каждый осетин считает себя «настоящим осетином», ничем не хуже других.
Любовь:
Проявлять любовь у осетин не принято. Причем не только на людях, но и между двумя людьми. Это считается проявлением слабости. Не принято проявлять любовь не только к возлюбленным, но даже к собственным детям. Вдове не полагается слишком уж сильно плакать на похоронах мужа.
Спорт:
В Осетии спорт любят и уважают. Спорт в Осетии это футбол и вольная борьба. Осетинская школа вольной борьбы – самая сильная школа в мире. Перечислять осетинских борцов – олимпийских чемпионов и медалистов нет смысла – это займет слишком много времени.
Покупки:
Осетин никогда не спросит в магазине, прежде чем сделать покупку, сколько это стоит. Вдруг кто-то подумает, что у него недостаточно денег или что он скряга. Он лучше не пойдет в магазин, если не уверен, что, набрав кучу всего и не глядя на ценники, сможет широким жестом за все расплатиться.
Культура:
Осетины считают себя культурным народом. В республике множество театров, музыкальных и танцевальных коллективов. Осетинская школа живописи высоко ценится за рубежом: картины осетинских художников присутствуют во многих частных коллекциях Европы и США. Первая в мире женщина-дирижер была осетинкой, а художественный руководитель Мариинского театра в Санкт-Петербурге Валерий Гергиев считается дирижером мирового класса, и в представлении, в общем-то, не нуждается.
Литература:
Международно-признанным классиком стал осетин Гайто Газданов. Осетины, впрочем, больше всего почитают осетинского поэта и писателя Коста Хетагурова. Он считается основоположником осетинской литературы, и удостоился звания «Леонардо да Винчи осетинского народа».
Обычаи и традиции:
Свои обычаи осетины берегут как зеницу ока. Любое отступление от традиционного обряда вызовет крайне негативную оценку со стороны подавляющего большинства. Впрочем, некоторые обычаи уже не одобряются и самими осетинами, например, разорительные свадьбы и похороны, однако смельчаков, которые бы решились отойти от традиции, нет. Все должно быть как положено.
Связи:
Связи в осетинском обществе играют огромную, практически решающую роль. Там где чего-то нельзя добиться деньгами, там обязательно можно этого добиться, если найти нужные связи. Среди осетин даже имеет хождение придуманный термин «хионизм» от слова «хион» — «свой». Устроиться на работу, в ВУЗ и даже школу практически невозможно, если у вас нет достаточных связей. Не принять на работу своего родственника означает фактически нажить себя врага. Обида не забудется никогда. Поэтому в большинстве учреждений Осетии все работники дети, зятья, сватья, друзья, друзья друзей, родственники друзей руководителя.

Там, где тепло и сыро. Владикавказ Алана Цхурбаева

о национальном характере осетин

22:52, 28 октября 2010

наткнулся в интернете на некое социсследование, названное как «Социально-экономическая и социально-политическая ситуация в Республике Северная Осетия–Алания». автор, правда, неизвестен. вывесивший это блогер, утверждает, что исследование профессиональное и выполено «для высшего руководства Российской Федерации». больше всего заинтересовал пассаж о национальном характере осетин, одной из особенностью которого является чувство превосходства над другими. авторы доклада видят в этом угрозу при определенном варианте развития ситуации.

Описывая свой национальный характер, осетины отмечают склонность, которую можно охарактеризовать как «миролюбивая воинственность». Она распадается на три элемента. Во-первых, это индивидуальный героизм (в подтверждение этому часто приводится количество героев Советского Союза и России на душу населения, число чемпионов по различным видам боевых искусств). Во-вторых, это благородное отношение к противнику. Осетины подчеркивают, что на их территории беспрепятственно проживают представители тех этносов, с которыми приходилось вести боевые действия. В-третьих, индивидуализм. Осетины рассматривают эту черту как слабость, в то же время удачно оттеняющую национальное достоинство: когда безличные, численно превосходящие враги собираются вместе, даже немногочисленные осетинские герои способны дать отпор.

Этот миф, как и любые национальные картины мира, может быть оценен с различных позиций. В нынешнем, спокойном состоянии он поддерживает толерантность, которая на языке национального менталитета истолковывается не как вынужденная, а как благородная позиция. Однако он содержит в себе и зерна национального превосходства. Русские и представители других национальностей, проживающие в Осетии, относятся к нему с определенной иронией, полагая, что, имея такую высокую самооценку, можно было бы с меньшей периодичностью обращаться за материальной помощью к федеральному центру. Неосетинское население часто хорошо образовано, и некоторые исторические «факты», неопровержимые для осетин, ставятся под сомнение.

Осетинский характер

В 47 году мама приобрела путёвку в санаторий в Боржоми и захватила меня с собой. В день приезда она нашла женщину, которая согласилась за мной присматривать и устроить меня на ночлег. Женщина эта была русская, а муж у неё был осетин, детей у них не было. Это был здоровенный мужчина, плечистый с большими руками. Он рано утром уходил на работу, во всяком случае утром я его никогда не видел. Вечером он возвращался, жена накрывала на стол, он обедал и начинал что-то делать по хозяйству. С женой они почти не разговаривали, в основном пересматривались. По-моему жена его немного побаивалась.
Днём у хозяйки я бывал редко. Мама жила в комнате вдвоем с очень красивой черноволосой украинкой. Когда они были свободны от процедур, то обычно говорили на разные темы, иногда поглядывая на меня, видимо, в тех местах беседы, о которых десятилетнему мальчику знать было не обязательно, скорее всего не знать было обязательно. Иногда вдруг ни с того ни с сего без всякого перехода мамина соседка начинала громко петь. Пела она необыкновенно красиво. Голос у неё был низкий и какой-то невероятно бархатистый. Таких голосов я больше не встречал. Пела она в основном «Вдоль по улице метелица метёт.» А мама полушопотом ей подпевала, видимо боясь нарушать очарование её голоса.
Очень часто они мне обе до смерти надоедали разговорами, в которые я даже не пытался вникать, они проходили у меня как шумовой фон. И тогда я отпрашивался у мамы в парк. В парке было очень красиво. Замечательное здание санатория «Фируза», огромный водопад. Но больше всего меня привлекал источник, из которого я дул минеральную воду в невероятном количестве. С того времени я пью боржом всю жизни. Где бы я не поселился, я прежде всего узнаю, где можно купить боржом, а если его не продают, то организовываю людям этот бизнес.
У каждого организма есть свои приветы. Несколько дней назад, например, выяснилось, что наши собаки очень любят яблоки. Все эти приветы являются проклятием для врачей-терапевтов. Хотя у всех сердце слева, а печень справа, у многих организм имеет индивидуальные специфические потребности, при неудовлетворении которых возникает неудовлетворительное состояние. Часто только каждый человек, прислашавшись внимательно к своему организму, может понять, что тот хочет.
В Боржоми мне не нужно было прислушиваться к моему организму, он сам вел меня к источнику, хотя вода там была тёплая, негазированная, со щелочным привкусом. Как-то однажды ко мне подошла тётя в белом халате и сказала: «Мальчик, я давно за тобой наблюдаю. Ты пьёшь очень много боржома. Ты итак худенький, а от боржома ещё больше худеют.» Я ответил: «Спасибо, тётя, я больше не буду», быстро удалился и, как только тётка в белом халате ушла, тут же прибежал к источнику и выпил пару стаканов про запас. В дальнейшем, подходя к источнику, я выяснял нет ли этой тётки поблизости.
Днем я редко бывал в доме хозяйки, где спал по ночам. Муж-осетин на меня вообще не смотрел, но не смотрел он на меня с симпатией. Я это чувствовал. Мне вообще очень нравились осетины. Как правило, мне попадались высокие, стройные осетины с крупными чертами лица, выглядевшие очень несуетливыми и солидными, но вместе с тем они мне казалсь очень доступными и демократичными.
У бабушки была подруга-осетинка Габараева Любовь Бедзиновна, к которой мы с бабушкой иногда ходили в гости. Она была преподавателем в моем классе начальной школы. Но в школе Любовь Бедзиновна ни одним мускулом не выдавала, что она меня знает ближе, чем остальных учеников. И я со своей стороны поддерживал эту игру. Бабушке же моей она часто пересказывала историю о том, как я её однажды спас. Ничего подобного я не помнил. По её словам на урок нагрянула какая-то важная комиссия, и никто кроме меня не мог ответить на какой-то вопрос. В то время мне казалось, что она эту историю выдумала, чтобы сделать приятное моей бабушке.
В тот день у мамы было много процедур, и я остался у хозяйки. Дверь во двор, как всегда, была распахнута. Напротив через дорогу располагался детский дом, ворота которого также были распахнуты. В этом доме жило много детей, в основном младшего возраста. В детдоме жила огромная лохматая кавказская овчарка. Что только дети с ней не делали! Они тянули её за хвост, выкручивали ей лапы, засовывали пальцы в рот. Овчарка только улыбалась, высунув влажный красный язык.
Как я понял, хозяйка хотел попросить немного соли в детдоме, поскольку направилась через дорогу с солонкой руках. В этот момент я отвлёкся и не видел, как разворачивались события. Но по крику хозяйки и по тому, как она держала руку, я понял, что собака её укусила. Она вернулась во двор, бормоча и чертыхаясь, вымыла рану под краном и перевязала её чистым платком. Через некоторое время немного крови проступило через платок и я понял, что овчарка её куснула основательно.
Вечером вернулся муж с работы, посмотрел вопросительно на перевязанную руку, и хозяйка ему что-то сказала. Не произнеся ни звука, он сел на пенёк и стал точить топор. Делал это он как бы даже лениво, сосредоточенно каждый раз поглядывая на лезвие топора: достаточно ли оно остро. Потом неспешно поднялся и направился с топором в руках через дорогу в детский дом.
Ребята, которые кое-что понимали в жизни, а после войны в детдоме невозможно было встретить непонимающих в жизни, бросились к собаке и накрыли её своими телами. Детей собралось множество, они буквально лежали друг на друге так, что собаки было совершенно не видно. Собака тоже видимо что-то соображала, поскольку не лаяла и не ворчала, хотя к воротам приближался чужой человек. Хозяин с мрачным лицом спокойной походкой пересек улицу и вошёл во двор детдома. Дети с плаксивыми лицами ещё плотнее облепили собаку и лишь слегка шевелили ногами от нервного напряжения. Хозяин подошёл впротную к этой кучамале, постоял немного, опустил руку с топором, повернулся и пошёл назад.
И тут я увидел такое, что никогда в жизни не забуду: хозяин улыбался всем лицом. Ни до, ни после я не видел, чтобы он улыбался. Вскоре хозяйка накрыла на стол, хозяин сел обедать с такой же мрачноватой физиономией, как всегда.
Я рассказал то, что видел. А вы сами додумайте, поскольку у каждого из нас есть свои собственные мозги. То, что я подумал в те далекие времена моего детства, я даже сейчас не могу выразить словами: не хватит таланта.

Почему осетины такие красивые?

Встречали ли вы когда — нибудь представителей осетинской национальности? Если да, что первое вам бросилось в глаза? Строгий и серьёзный взгляд, проникающий прямо к вам в душу, а может необычайная пропорциональность их телосложения?

И первое, что вам пришло в голову: «Откуда он такой взялся?». Однако цепляют своей красотой не только осетины, но и осетинки. Любой, кто увидит представительницу данной национальности долго не сможет отвести от неё взгляд.

А вы когда — нибудь задумывались, откуда в них эта притягательная сила красоты? Может дело не только во внешности, а ещё и в манерах. Давайте разбираться!

Происхождение осетин

Всем известно, что осетины являются потомками алан. Аланы ― племена кочевников скифо -сарматского происхождения, часть из которых в конце IV века осела у предгорья Кавказа. Но после двух татаро — монгольских набегов выжили лишь те, кто поднялся высоко в ущелья гор.

Они и сохранили этнос, а также традиции осетинского народа. Однако ещё в IV веке историк из Рима Аммиан Марцеллин писал, что «многие аланы имеют высокий рост и красивы… А сдержанно — грозный взгляд их глаз пугает.

Более того, представители этих племён очень подвижны из — за легкости вооружения…».

Значит ли это, что привлекательная внешность досталась им от предков? Как мне кажется, ответ очевиден.

Однако, что-то в них есть ещё, такое таинственное и загадочное, что сразу располагает к ним. Может ли это быть связано с силой характера или с наличием у них той натянутой, но не рвущейся нити, которая связывает их с традициями и обычаями их предков?

Менталитет осетин

В действительности, осетины являются именно той национальностью, которая до сих пор сохраняет приверженность и почтительность к своей культуре. Они почитают старших, отличаются гостеприимством и широкой душой.

Те, кто знакомы с осетинами, часто описывают их как очень внимательных и заботливых людей, проявляющих абсолютное уважение к другим.

Но особенно восхищаются их национальными праздниками, на которых обязательно присутствуют осетинские пироги. А их зажигательные и страстные танцы просто сводят с ума.

Также каждого осетина с детства обязательно учат борьбе, чтобы он смог защитить себя и своих близких.

Теперь скажите, как можно не восхищаться представителями данной национальности, особенно, когда источником их красоты является не только внешность, но и их богатый внутренний мир?!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *