Необратимость отзывы о фильме

«Необратимость»

Не так часто на экраны кинотеатров выходят фильмы, о которых хочется спорить, дискутировать, думать. Намного проще отделаться вежливыми «понравилось — не понравилось» и благополучно продолжать жить дальше. Отечественная публика уже давно привыкла к голливудскому fast food’у, позабыв об одной из важнейших функций кинематографа — жалостно и беспощадно ставить перед зрителем неудобные, сложные, а зачастую, и страшные вопросы. Страшные не по содержанию, но по сути. В стане режиссёров, специализирующихся на данной проблематике, прибыло. Гаспар Ноэ снял «Необратимость».
В центре повествования — история любви, насилия и мести. Эти вечные темы давно находятся под пристальным вниманием кинематографистов. Но вместо школьных нравоучений, про «что такое хорошо и что такое плохо», режиссёр предлагает, в прямом смысле слова, жизненную историю, позаимствованную из криминальных хроник французских газет. В одном из дорожных переходов была изнасилована девушка. Часом позже двумя молодыми людьми был зверски убит завсегдатай гей-клуба. Слишком мало для триллера; слишком много для драмы.
Режиссёру удаётся вызвать массу зрительских эмоций используя ходульный, трафаретный сюжет, который можно встретить, как в дорогостоящей голливудской постановке, так и в откровенной чернухе. С той лишь разницей, что в первом случае зрителю будет разжёвана вся подоплёка действий героев, а во втором акцент будет сделан на сценах насилия и смерти. Ноэ берёт на вооружение и то и другое, умело балансируя между философской притчей, техническим совершенством съёмки и желанием, как можно честней рассказать свою историю. А она такова.
Девушка Алекс, и молодые люди Пьер и Маркус решают провести вечер в ночном клубе. Пикантности добавляют взаимоотношения героев, Алекс и Маркус любовники, Пьер бывший муж девушки. С утра, когда Маркус уходит за покупками, Алекс делает тест на беременность. Результат положительный. Сомнений не остаётся. Она ждёт ребёнка. При встрече трое друзей дурачатся и шутят, рассуждая на тему секса и любви. Пьер с Маркусом пытаются выяснить у Алекс значение таковых в жизни девушки. В ночном клубе Маркус напивается, начиная волочится за каждой юбкой, всё больше забывая об Алекс. Любовники ссорятся, и девушка отправляется домой. В подземном метро она подвергается жестокому анальному изнасилованию и избиению. Видя как Алекс увозят в больницу (у неё кома, и врачи не могут дать никаких гарантий относительно её здоровья), Маркус и Пьер решают, во что бы то ни стало, найти подонка совершившего это. И находят; с помощью огнетушителя Пьер проламывает череп насильнику, на глазах у публики клуба, с многозначительным названием, «Кишка». Сирены полицейских машин мешают неспешному разговору в доме напротив. Двое мужчин рассуждают о смерти, времени, жизни. Занавес опущен. Финальные титры.
На первый взгляд, форменный триллер. Можно предположить, что кульминацией и своеобразным катарсисом картины станет убийство Солитёра в гей-клубе. С другой стороны, наличие сцен неприкрытого насилия заставляет вспомнить многочисленные эпигоны американского (и не только) киносырья. Содержание картины в пересказе вряд ли может вызвать какие-либо эмоции. Видели, знаем. Знал это и режиссёр, написав нарочито простой, «читаемый» с первого раза сценарий. Но позаимствованный эффект «обратного отсчёта» не только преображает форму, но и добавляет глубины содержанию. Смотреть утренние интимные игры Маркуса и Алекс нестерпимо трудно. Зритель уже знает, чем закончится этот день. Тест на беременность, как гром среди ясного неба; становится очевидно, что ребёнок погиб. Не зная об этом, во время изнасилования зритель сопереживает лишь Алекс, тогда как, такой сюжетный «подарок» заставляет по новому взглянуть на всё происходившее до этого на экране. Ещё больше режет слух игривое предложение Маркуса заняться анальным сексом. Они молоды, счастливы, любимы. Через какие-то десять часов ощущение житейского благополучия будет потеряно навсегда. Зритель не узнает, что было «после». Событий произошедших «до», хватит с лихвой.
За шумными рекламными слоганами: 10 минут жестокого насилия!, фильм-шок!, Беллучи и Кассель в роли любовников!; многие не увидели социального, эстетического, и, прежде всего, художественного подтекстов. Не даром Солитёр, избивая Алекс, с нескрываемой ненавистью приговаривал «Буржуазная сука». Не спроста режиссёр использует приём обратного повествования, разбивая фильм на кадры длиною в 15-20 минут. Плакат кубриковской «Одиссеи» в комнате Алекс совсем не случайное совпадение. Ноэ цитирует, спорит, совершает открытия, и всё это, под плотной завесой «самого жестокого и необычного фильма года». Техническое совершенство и суггестивность изображения дают в сумме незабываемый коктейль опустошённости, одиночества, страха.
«Необратимость» — кино не для всех. Его не стоит смотреть, желая увидеть обнажённую, избитую, униженную Беллучи. Его не стоит смотреть, заблаговременно настроившись на негатив. Его не стоит смотреть кусками, с купюрами, перемотками и закрыванием глаз. «Необратимость» — фильм о Любви. Его стоит посмотреть тем, кто хочет узнать об этом чувстве больше.

Рецензия к фильму «Необратимость» от Constance

Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.
Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.
Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.
Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».
Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.
В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.
Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.
Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!
В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!

Необратимость (фильм)

Необратимость

Irréversible

Жанр

драма / триллер

Режиссёр

Гаспар Ноэ

Автор
сценария

Гаспар Ноэ

В главных
ролях

Моника Белуччи
Венсан Кассель
Альбер Дюпонтель

Композитор

Тома Бангальтер
Людвиг ван Бетховен
Густав Малер

Длительность

97 мин.

Страна

Франция

Год IMDb

ID 0290673

«Необратимость» (фр. Irréversible) — скандально известный фильм французского режиссёра Гаспара Ноэ. История о поломанных судьбах трёх человек, рассказанная в обратном хронологическом порядке.

Сюжет

Поссорившись со своим мужем Маркусом, Алекс ушла с вечеринки и отправилась домой. Но так и не попала туда. В пустом подземном переходе её жестоко изнасиловал и избил садист-гей. Маркус и бывший любовник Алекс Пьер решают покарать насильника собственными руками…

В ролях

  • Моника Белуччи — Алекс
  • Венсан Кассель — Маркус
  • Альбер Дюпонтель — Пьер
  • Джо Престиа — «Солитёр»

Дополнительные факты

  • Премьера фильма «Необратимость» состоялась 23 мая 2002 года в рамках 55-го Каннского кинофестиваля. Картина участвовала в основном конкурсе.
  • «Необратимость» состоит из тринадцати эпизодов различной длины, смонтированных в обратном хронологическом порядке.
  • Таглайн «Время уничтожает всё» (Le temps détruit tout) — первая фраза, звучащая в картине, она же появляется на экране в финале ленты вместо заключительных титров (с них «Необратимость» начинается).
  • Фильм получил скандальную известность из-за двух сцен: девятиминутного анального изнасилования (снятого одним планом) героини Алекс (Моники Белуччи) и жестокого убийства клиента садо-мазо-гей-клуба «Прямая кишка» (более двадцати ударов огнетушителем по голове). При создании этих сцен были использованы цифровые технологии, в частности, кровь на лице Алекс, гениталии насильника и раздавленный череп посетителя «Прямой кишки» добавлены в фильм с помощью компьютера.
  • Начальные эпизоды фильма оформлены почти неслышимым низкочастотным звуком, похожим на шум землетрясения. У многих людей данный шум вызывает беспокойство, лёгкую тошноту и головокружение. Считается, что звуковое оформление «Необратимости» — основная причина, по которой зрители уходили с просмотра в течение первых тридцати минут ленты. Именно на такую реакцию и рассчитывал режиссёр Гаспар Ноэ.
  • Кинолента настолько шокировала зрителей, что 250 человек вышли из зала, причём некоторым из них потребовалась медицинская помощь. Пресс-секретарь пожарной части города лейтенант Жерар Куртель сказал: «За 25 лет моей службы такого на Каннском фестивале ещё не было. Некоторые сцены этого фильма невыносимо смотреть даже нам, профессионалам». Во время сцен изнасилования и убийства двадцать человек в зале упали в обморок. Критики оценили фильм весьма неровно, но те, кто той субботней ночью остался в зале до конца показа, аплодировали картине стоя.
  • Музыку к фильму написал Томас Бангальте, участник электронного дуэта Daft Punk. Помимо оригинальной музыки в картине звучат Седьмая симфония Людвига ван Бетховена и Девятая симфония Густава Малера.
  • Режиссёр и сценарист «Необратимости» Гаспар Ноэ является также одним из операторов и сопродюсеров фильма. Кроме того, он сыграл камео — роль мастурбирующего клиента клуба «Прямая кишка».
  • По утверждению Гаспара Ноэ, перед съёмками он увидел сцену реальной казни. И подумал, что ничего подобного он в фильмах не видел, так как обычно в фильмах показывают сцены быстрой смерти. А в жизни трудно отнять жизнь человека. Поэтому сцена убийства не только жестокая, но и длительная.
  • Фильм включён в список запрещённых к распространению в Республике Беларусь
  • Монике Белуччи после съемок сцены изнасилования понадобилась психологическая помощь.

Примечания

  • Официальный сайт фильма(фр.) — не работает
  • «Необратимость»(англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Инна Кушнарёва. Гомоэротика и беременные женщины
  • Маруся Климова. Моя история русской литературы № 28. Необратимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *