Как стать учителем истории?

Профессия – учитель обществознания и истории

– Романа Николаевна, кому стоит идти работать учителем обществознания и истории? Какими качествами для этого нужно обладать?

– Если человек думает о профессии учителя, ему стоит понять, способен ли он много и заинтересованно общаться с людьми, особенно с детьми. Людям, устающим от общения, в школе делать нечего. Людям, которым с детьми общаться по каким-то причинам некомфортно, – тем более. Учитель должен быть человеком, неравнодушным к своей работе. Это в любом случае хорошо, но для учителя — условие обязательное, иначе он будет просто «отсиживать часы», и его равнодушие к предмету передастся детям. Это справедливо для всех учителей.

Что касается учителя обществознания и истории, то он, прежде всего, должен быть неравнодушен к политике, к процессам, происходящим сейчас в обществе. Это сделает его занятия с детьми актуальными и интересными для них. Обязательное качество — способность к беспристрастности и объективности. И историк, и специалист по обществознанию должны научить детей тому, что главное в этих дисциплинах — фактический материал. Факты истории или современности необходимо уметь отделять от их оценок. Учитель не сможет научить этому школьников, если сам этого не умеет, если его позиция является ангажированной.

– Предмет «Обществознание» включает в себя элементы из сферы экономики, права, философии, социологии, политологии… Нужен ли в школе такой «универсальный» предмет? И какое базовое образование, на ваш взгляд, предпочтительнее для учителя обществознания?

– Я не считаю предмет «Обществознание» бесполезным. Его можно преподавать не только давая теоретические выкладки, но и ориентируясь на практику, детям эти знания пригодятся в жизни.

Что касается образования, то мне представляется, что базовое историческое образование для учителя обществознания предпочтительнее, чем, допустим, политологическое. Я сейчас являюсь слушателем магистерской программы Института образования НИУ ВШЭ «Политические вызовы современности», предназначенной для учителей обществознания. Там учатся коллеги с разным базовым образованием, и у меня сложилось впечатление, что те, у кого образование, допустим, политологическое, больше склонны излагать детям чистую теорию, не иллюстрируя ее фактами. Так, есть теории лидерства, есть разные типы лидерства, описанные в рамках этих теорий. Учитель-«политолог» скорее более подробно расскажет о теоретических концепциях, связанных с каждым типом лидерства, тогда как учитель-«историк» обязательно будет объяснять всё на историческом материале, иллюстрируя примерами из истории. Второй подход мне ближе: я считаю, он позволяет лучше применять знания обществоведческой тематики на практике.

Так что, думаю, базовое историческое образование плюс специальная магистратура, как в НИУ ВШЭ, – это хороший вариант.

– Программа называется «Политические вызовы современности». Вам на протяжении вашей работы учителем приходилось сталкиваться с политическими вызовами?

– Наверное, всем людям моего поколения приходилось. Я поступила в вуз еще в советское время, а закончила его уже в независимой Украине. Пока я была студенткой, сменились две противоположные догматические концепции. Сначала нас учили в соответствии с марксистско-ленинской теорией, а потом на нас же экспериментировали при попытках создания национальной педагогической школы. Так что можно считать, что это был первый «политический» вызов, с каким я столкнулась в качестве будущего педагога. Справиться с ним мне помогло как раз историческое образование. Лучшие мои педагоги учили меня смотреть в первую очередь на факты, а не на догматические шоры того или иного рода. Наша современность постоянно заставляет нас принимать подобные «вызовы»: когда сначала возникает какой-то способ оценки тех или иных событий, часто весьма ангажированный, а потом он вдруг меняется на противоположный – по причинам, никак не связанным с объективными фактами.

Самый яркий пример подобного рода — российская история 1990-х годов, которая изучается в школе. Я вижу, как сейчас меняется отношение к ней в обществе. Один миф начинает постепенно сменяться другим. Если еще недавно было принято полное очернительство этого времени, то сейчас к нему появляется и доброжелательный интерес. Для меня как учителя и истории, и обществознания учеба в Высшей школе экономики была как раз полезна именно в связи с историей 1990-х годов. В этом университете очень много внимания уделяется тем событиям, им посвящено много исследований. Я, например, «открыла» для себя Егора Гайдара – неожиданные аспекты его деятельности, его взглядов.

Очень мифологизирована тема Великой Отечественной войны. Это тоже некий «политический вызов» для нас, так как мифологизация эта носит политический характер.

– Ваши ученики сдают ЕГЭ. Как вы помогаете к нему готовиться? Есть ли у вас претензии к КИМам?

– ЕГЭ — это, если можно так выразиться, тоже «вызов» для нас, хотя и не политический. КИМы составлены неоднозначно. Если дать их «прорешать» нашим преподавателям в НИУ ВШЭ, то, думаю, и им было бы весьма затруднительно дать определенные ответы на некоторые вопросы, а иногда и забавно узнать, какой ответ в рамках обществознания будет считаться корректным. В результате мне все время приходится объяснять ученикам, что есть разные взгляды и разные теории, но задания ЕГЭ предполагают при ответе на такой-то вопрос некий соответствующий ответ, какой будет считаться в данном случае правильным. А потом, когда поступишь в хороший вуз, тебе там расскажут все более подробно. Хотя мне такой подход не кажется справедливым. Конечно, разработчики ЕГЭ пытаются унифицировать материал, но это очень сложно сделать с общественными науками.

– Что нового вы узнали за год учебы в магистратуре? Что изменилось после этого в вашей работе?

– Для меня открытием стало все то, что рассказывают нам о деятельности Европейского суда по правам человека. Это, наверное, первое, что мне захотелось сразу донести до ребят. Понимаете, у нас в России государство всегда «над» человеком. Так исторически сложилось. Россияне поэтому всегда принимают сторону государства в любом конфликте государства и гражданина. Это даже у детей заметно. Просто такова наша культура, наша история. Мне кажется, отчасти это связано с тем, что наши люди просто не понимают, что «права человека» – это не пустой звук и их можно и нужно защищать. Я сама не очень понимала этот механизм, пока мы не начали изучать деятельность Европейского суда. Теперь я обязательно рассказываю об этом ребятам. Мне кажется, это поможет дать им представление о другом взгляде на проблему, отличном от того, какой традиционно у нас бытует.

– Какие методы преподавания вам близки?

– Те же, что и всем учителям, — лекции, дискуссии, проектная деятельность. Проекты очень люблю. У меня как раз после первого года обучения в магистратуре сложилась идея проекта для моих старшеклассников, связанного с ЕСПЧ. К тому же у нас сейчас планируется отмечать юбилей российской Конституции. В связи с этим Минобрнауки объявил всероссийский конкурс для учащихся. Думаю, мы обязательно примем в нем участие. Это будет полезным опытом для моих учеников, даст возможность изучать Конституцию и историю ее создания более вдумчиво. У нас в обществе, по моим наблюдениям, принято довольно пренебрежительное отношение к этому документу, люди не понимают значения Конституции как основы права. Как учитель планирую участвовать в проекте Совета Европы «Демократия в школе».

– А как вы объясняете детям значение Конституции?

– Здесь так же помогают исторические примеры и сопоставление российской Конституции с конституциями других стран. На уроках мы достаточно подробно разбираем, кто писал российскую Конституцию, какие изменения, связанные с Конституцией, происходили с 1991 года по 1993, какие варианты разных статей и пунктов рассматривались. Когда описываешь процесс принятия «ельцинской» Конституции, уже становится понятно, какое значение этот документ имел для нашей страны.

– Если говорить об истории — какие темы представляют для школьников затруднения?

– Сложно дается XVII век истории России в 7 классе. Может быть, это связано с тем, что он как-то теряется на фоне двух ярких исторических персонажей — Ивана Грозного и Петра I. Только этим я могу объяснить, что столь значимое в историческом пространстве России время совершенно забывается, и его потом сложно восстановить при подготовке к ЕГЭ. Стараюсь как-то «оживить» эту эпоху с помощью разных педагогических приемов. Недавно мы с ребятами изучали конфликт патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем – устроили диспут сторонников «священства» и «царства». Два класса изучили подобранные мной первоисточники и научные труды, подготовили дискуссию на полтора часа. Один класс выступал в пользу патриарха, другой — в пользу царя. Мы с практикантом из педагогического университета были судьями. Победу присудили сторонникам Никона — их аргументация оказалась более оригинальной и весомой, хотя в истории, как известно, события завершились не в пользу Никона.

– Есть ли какие-то «политические вызовы», которые современность бросает учителю истории?

– Вряд ли то, что я назову, можно назвать политическим вызовом. Скорее это методический или научный вызов, пусть даже он неразрывно связан с политикой. История России традиционно у нас изучается отдельно от мировой истории. Два курса настолько разделены, что ни дети, ни взрослые, прошедшие курс истории в школе, не могут сказать, например, что происходило в Западной Европе, когда Дмитрий Донской сражался на Куликовом поле? Пожалуй, такое изучение истории было частью общей изоляционистской концепции СССР.

Сегодня Россия открыта миру, и все громче звучат голоса тех, кто призывает связать мировую историю с российской. Об этом говорят и многие учителя истории — я бываю на съездах учителей истории, где этот вопрос постоянно поднимается. Вопросы всеобщей истории включили и в материалы ЕГЭ, и это хорошо. Связать российскую историю с мировой просто необходимо, и я стараюсь это делать. Однако пока это проблема, так как учебно-методические комплексы не очень тому способствуют. Но я оптимист – подвижки есть и со временем все изменится к лучшему.

Беседовала Екатерина Рылько

5 простых способов стать хорошим учителем

Педагог — это профессия, для которой, безусловно, нужны стальные нервы и куча энергии. А ещё — постоянная мотивация расти и желание становиться лучше. Издание Edutopia опубликовало советы школьного учителя истории о том, как стать классным преподавателем и не выгорать на работе.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Помогайте другим и обменивайтесь опытом

Вне зависимости от того, как долго вы работаете учителем, всегда найдётся тот, кто более успешен в какой-то области преподавания. Когда я был на первом курсе, один мой коллега, который давно работал в школе, попросил рассказать, как мне удалось заинтересовать студентов Американской революцией. Я поделился с ним планом своего урока, финалом которого стала дискуссия о том, правильно ли поступили колонисты, когда восстали против британского правления. После этого я чувствовал себя более уверенным, когда мне приходилось обращаться к этому коллеге за помощью. А делать это приходилось часто — тот писал отличные письменные отзывы.

2. Найдите надёжного наставника

Неважно, сколько у вас опыта: обязательно положитесь на того, кто будет вам помогать. Когда я только стал учителем, я провёл бесчисленное количество часов, болтая с коллегами о работе и об ошибках, которые я допускал. Коллеги ни разу меня не осудили и не намекнули на то, что какую-то из ошибок нельзя исправить. Вместо этого они предлагали работающие советы о том, как можно всё переделать. Независимо от предмета, очень ценно, когда и молодые, и опытные учителя помогают вам стать лучше в работе. И помните: ни у кого нет монополии на хорошие идеи.

3. Наблюдайте за коллегами

Я стараюсь смотреть за другими учителями в действии. Например, недавно я наблюдал, как один мой коллега использовал юмористические задания, чтобы сделать атмосферу в классе чуть более спокойной, но при этом эффективной. Я попытался достичь такого же равновесия в своем предмете — и это помогло. Ученики стали чаще делиться идеями и учиться на своих ошибках.

Я всегда стараюсь брать пример с учителей, которые вносят изменения в ежедневную рутину. Конечно, гораздо легче преподавать одинаково из года в год, однако такой подход быстро приводит к выгоранию, поскольку это невероятно скучно. Сейчас я работаю над обновлённой версией моей программы по истории, чтобы идти в ногу с тем, что дети изучают на уроках литературы. Например, когда мы с ними будем проходить холодную войну, на уроках английского они будут читать «Хранителей» Алана Мура. Это роман в комиксах с кучей наград, где речь идёт как раз о холодной войне.

4. Объясните ученикам, зачем им ваш предмет

Я считаю, что дети имеют право знать, как им в реальной жизни пригодится то, что они изучают в классе. На уроках истории я стараюсь перейти от механического запоминания к тому, чтобы ученики анализировали события. Это важный инструмент, который в итоге пригодится детям и в колледже, и на работе. Во время проверочных работ я разрешают использовать тетрадки. Мне кажется, что в эпоху Google важно не то, сколько знают ученики, а то, какой смысл они могут извлечь из информации, которая теперь настолько доступна для них. А ещё на всех занятиях я чётко даю понять, что каждому из учеников в жизни обязательно пригодится умение писать.

5. Покажите, что вы о них заботитесь

Чтобы мотивировать детей учиться, я стараюсь показать, что забочусь о них не только в классе. Я сопровождаю их во время поездок, хожу на их спортивные игры, спектакли и студенческие постановки. Я консультирую клуб «Модель ООН» — это помогает мне показать свой интерес к дипломатии и желание содействовать переменам.

Я тренирую детей на занятиях по кросс-кантри, чтобы помочь им увидеть, что я ценю спорт так же, как и умственное развитие. Все самые классные учителя, которых я знаю, отлично понимают, что их роль выходит далеко за рамки предмета, который они преподают. Такие учителя оказывают самое глубокое влияние на учеников, которое заметно ещё много лет после окончания школы.

Хотите побольше узнать о том, как живут учителя со всей России (и не только!), какими лайфхаками пользуются на уроках и как справляются с выгоранием? Подписывайтесь на нашу — и ждите новое письмо каждые две недели по четвергам. Да, письма пишут сами учителя!

Что нужно, чтобы стать учителем истории?

Что нужно, чтобы стать учителем истории?

Учителя истории требуют некоторого формального образования. Узнайте об образовательных и сертификационных требованиях и других необходимых шагах по построению карьеры, чтобы убедиться, что это правильный выбор для вас. Учителя истории работают в различных образовательных средах. Хотя минимальная образовательная предпосылка-это степень бакалавра, потенциальные учителя истории также должны стремиться к получению образования и должны получить государственную лицензию на преподавание в государственных образовательных учреждениях. В этой статье вы узнаете о требованиях к учителю истории, а также о некоторых вариантах продолжения образования и сертификации.

Обзор Работы Учителя Истории

Учитель истории обучает старшеклассников или учеников средней школы различным углубленным аспектам истории, основываясь на том, что студенты узнали в начальной школе. Как и большинство учителей, учитель истории отвечает за создание и реализацию планов уроков, назначение и оценку домашних заданий и тестов, общение со студентами и их родителями и соблюдение дисциплинарных правил. Некоторые учителя истории тренируют спорт или становятся сертифицированными для преподавания других предметов, увеличивая свои перспективы на работу.

Как стать учителем истории

Шаг 1: выпускник средней школы

Получение диплома средней школы является первым шагом на пути к тому, чтобы стать учителем истории. Будущие учителя истории должны пройти как можно больше курсов истории, включая мировую историю, Американскую историю, европейскую историю, географию и гражданское право.

Шаг 2: получить степень бакалавра

Типичная степень учителя истории включает в себя некоторое сочетание курсов по истории и образованию. Традиционный академический путь к карьере учителя истории состоит в том, чтобы получить степень бакалавра в области образования и несовершеннолетнего в истории. Некоторые студенты сначала получают степень по истории, а затем возвращаются в колледж, чтобы получить степень бакалавра или выпускника в области образования.

Шаг 3: завершите учебную программу

При получении степени бакалавра или пост-бакалавра, начинающие учителя истории должны поступить в программу педагогического образования. Требования варьируются в зависимости от штата и университета, но большинство программ требуют одного или двух семестров контролируемого обучения студентов.

Национальный совет по аккредитации педагогического образования (NCATE) ведет список американских колледжей и университетов, которые аккредитовали программы педагогического образования. Учитель Совет по аккредитации образования (педагог) также аккредитует программы педагогического образования.

Шаг 4: получение государственной лицензии на преподавание

Чтобы учителя истории, которые преподают в государственных школах, получили лицензию, хотя частные школы могут не требовать лицензирования. Требования к получению лицензии на преподавание варьируются в зависимости от штата и обычно включают степень бакалавра и завершение утвержденной программы обучения учителей, включая период обучения студентов под руководством лицензированного учителя.

Шаг 5: непрерывное образование и сертификация

Даже после того, как вы стали учителем истории, минимальное количество кредитов в непрерывном образовании должно быть завершено для продления лицензии. Многие учителя истории используют эти кредиты, чтобы получить степень магистра в области истории или образования.

Учителя истории могут также обратиться за сертификацией в Национальный совет по профессиональным стандартам преподавания. Эта сертификация признана по всей стране, и многие государства имеют соглашения о взаимности, которые позволяют сертифицированным учителям использовать свои лицензии в более чем одном государстве. Сертифицированные учителя могут также иметь право на более высокую заработную плату и получить кредит на непрерывное образование для сертификации.

Тарих пәнінің мұғалімі болу үшін не қажет?

Тарих мұғалімдері кейбір формальды білімді талап етеді. Бұл сіз үшін дұрыс таңдау екеніне көз жеткізу үшін білім беру және сертификаттау талаптары және мансап құру бойынша басқа да қажетті қадамдар туралы біліңіз.Тарих мұғалімдері әр түрлі білім беру ортасында жұмыс істейді. Ең төменгі білім беру алғышарттары-бакалавр дәрежесі болса да, тарихтың әлеуетті мұғалімдері білім алуға ұмтылуы тиіс және мемлекеттік білім беру мекемелерінде сабақ беруге мемлекеттік лицензия алуы тиіс. Бұл мақалада сіз тарих мұғаліміне қойылатын талаптар, сондай-ақ білім беру мен сертификаттауды жалғастырудың кейбір нұсқалары туралы білесіз.

Тарих пәні Мұғалімінің жұмысына Шолу

Тарих пәнінің мұғалімі жоғары сынып оқушыларын немесе орта мектеп оқушыларын бастауыш мектепте білгенін негізге ала отырып, тарихтың әртүрлі терең аспектілеріне үйретеді. Көптеген мұғалімдер сияқты тарих мұғалімі сабақ жоспарларын жасау және іске асыру, үй тапсырмалары мен тестілерді тағайындау және бағалау, студенттермен және олардың ата-аналарымен қарым-қатынас жасау және тәртіптік ережелерді сақтау үшін жауап береді. Кейбір тарих мұғалімдері спортты жаттықтырады немесе басқа пәндерді оқыту үшін сертификатталған болады.

Тарих пәнінің мұғалімі болу

1-қадам: орта мектеп түлегі

Орта мектептің дипломын алу тарих пәнінің мұғалімі болу жолындағы алғашқы қадам болып табылады. Болашақ тарих мұғалімдері әлемдік тарихты, американдық тарихты, еуропалық тарихты, географияны және азаматтық құқықты қоса алғанда, Тарих курстарынан көбірек өтуі тиіс.

2-қадам: бакалавр дәрежесін алу

Тарих пәнінің типтік дәрежесі тарих және білім бойынша курстардың кейбір үйлесімін қамтиды. Тарих мұғалімінің мансабына дәстүрлі академиялық жол білім беру саласындағы бакалавр және кәмелетке толмағанның тарихтағы дәрежесін алу болып табылады. Кейбір студенттер алдымен тарих бойынша дәреже алады, содан кейін білім беру саласындағы бакалавр немесе түлек дәрежесін алу үшін колледжге қайтарылады.

3-қадам: оқу бағдарламасын аяқтаңыз

Бакалавр немесе пост-бакалавр дәрежесін алған кезде тарих пәнінің бастауыш мұғалімдері педагогикалық білім беру бағдарламасына түсуге тиіс. Талаптар штатқа және университетке байланысты өзгереді, бірақ көптеген бағдарламалар бір немесе екі семестрлерді талап етеді.

Педагогикалық білім беруді аккредиттеу жөніндегі ұлттық кеңес (NCATE) педагогикалық білім беру бағдарламаларын аккредиттеген американдық колледждер мен университеттердің тізімін жүргізеді. Мұғалім білім беруді аккредиттеу жөніндегі кеңес (педагог) педагогикалық білім беру бағдарламасын аккредиттейді.

4-қадам: оқыту үшін мемлекеттік лицензия алу

Әрбір штаты немесе юрисдикциясы мемлекеттік мектептерде сабақ беретін тарих пәнінің мұғалімдері лицензия алуды талап етеді, бірақ жеке мектептер лицензиялауды талап ете алмайды. Оқыту лицензиясын алуға қойылатын талаптар штатқа байланысты өзгереді және әдетте бакалавр дәрежесін және лицензияланған мұғалімнің басшылығымен студенттерді оқыту кезеңін қоса алғанда, бекітілген мұғалімдерді оқыту бағдарламасын аяқтауды қамтиды.

5-қадам: үздіксіз білім беру және сертификаттау

Тіпті сіз тарих мұғалімі болған соң, үздіксіз білім беру кредиттерінің ең аз саны лицензияны ұзарту үшін аяқталуы тиіс. Көптеген тарих мұғалімдері тарих немесе Білім саласындағы магистр дәрежесін алу үшін осы кредиттерді пайдаланады.

Тарих мұғалімдері сондай-ақ сертификаттау үшін ұлттық кеңеске кәсіби оқыту стандарттары бойынша жүгіне алады. Бұл сертификаттау бүкіл ел бойынша танылған және көптеген мемлекеттер сертификатталған мұғалімдерге өз лицензияларын бір мемлекетте пайдалануға мүмкіндік беретін Өзара түсіністік туралы келісімге ие. Сертификатталған мұғалімдер жоғары жалақы алуға және сертификаттау үшін үздіксіз білім алуға құқылы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *