Фильм великий гэтсби отзывы

Гэтсби – кто такой

Великий Гэтсби: знаменитый роман, культовый персонаж

Почти каждый великий писатель вошел в историю благодаря одному прекраснейшему произведению, которое покорило сердца читателей. Говоря о Фрэнсисе Скотте Фицджеральде, в голову сразу приходит его известнейший роман «Великий Гэтсби», который впервые увидел мир в 1925 году.

Американский писатель сумел создать удивительный мир в вымышленном городке Вест-Эгг на берегу затоки. Авторитетное издание «Ньюсвик» поместило произведение на 18 строчку списка лучших романов всех времен и народов.

Первые годы после выхода романа произведением не интересовались. Популярность к нему пришла только после Второй мировой войны, но, поскольку Фицджеральд умер в 1940 году, то он так и не успел погреться в лучах славы. Он умер с мыслью о своей бездарности.

Роман погружает читателей в атмосферу Америки начала ХХ века, когда роскошь была обыденным делом, а американская экономика еще не слышала о Великой Депрессии.

Именно в это время молодой миллионер Гэтсби устраивает в своем пышном замке дорогие вечеринки, на которые съезжается весь Нью-Йорк. Писателю удалось непревзойденным образом передать атмосферу сухого закона, бутлегерства, джаза, а также веры в американскую мечту, когда разбогатеть мог каждый.

Главный герой Фицджеральда – обычный выпускник Йельского университета Ник Кэрравей, который снимает для себя жилье по соседству с Гэтсби. Ему единственному загадочный хозяин дома присылает приглашение на вечеринку, которое тот с удовольствием принимает.

Пытаясь найти владельца дома, Ник и натыкается на Гэтсби. По словам персонажа, он ни у кого раньше не видел столь теплой и доброй улыбки. Но в то же время автор многими моментами намекает на то, что свои миллионы Гэтсби заработал не весьма честным путем.

Ник является кузеном Дейзи Бьюкеннен, которая знакомит его с прекрасной и в то же время циничной гольфисткой Джордан Бейкер. Последняя посвящает Ника в мир сплетен.

Она рассказала юному герою, что Дейзи когда-то была знакома с Гетсби, более того, они были помолвлены, но Джэй пропал во время войны, и Дейзи не оставалось ничего, как выйти замуж за Тома Бьюкеннена. Тогда Ник понимает, что Гэтсби устраивает все эти пышные и презентабельные вечеринки только с одной целью: рано или поздно Дейзи должна была прийти к нему.

Гэтсби, узнав о родственных связях между его новым другом и его возлюбленной, просит Ника организовать им встречу. Ник соглашается пригласить Дейзи к себе на чай. После встречи отношения Дейзи и Гэтсби набирают новых оборотов, что сильно раздражает мужа Дейзи, Тома.

Хотя тот сам имеет любовницу, но он не будет терпеть измены от собственной жены. Между Томом и Гэтсби возникает скандал, во время которого все узнают, что Джэй заработал все свое имущество незаконной торговлей алкоголем.

Дейзи и Джэй садятся в машину, которая сбивает любовницу Тома, Миртл. Ник понимает, что за рулем была его кузина, но Гэтсби собирается взять всю вину на себя.

На следующий день Том решает рассказать мужу Миртл о том, что Гэтсби был ее любовником, поэтому решил убить ее. Мужчина приходит на виллу Гэтсби и застреливает его, а потом и сам уходит из жизни.

На похороны Гэтсби Дейзи решила не приходить, что чрезвычайно огорчает Ника. Он понимает всю порочность социума, в котором жил некоторое время, поэтому решает перебраться на Запад, подальше от американской мечты.

Роман «Великий Гэтсби» многие критики считают «магнум опус» Фицджеральда. Ему удалось описать картину эпохи джаза в Америке с характерными для того времени нотками декаданса.

Несмотря на все роскоши жизни того времени, роман является предостережением американской мечты, которая зачастую слишком сильно меняла общество, подменивая ценности и уничтожая моральные устои человечества.

По мотивам романа снято несколько фильмов, лучшим из которых критики считают картину 2013 года. В главной роли снялся Леонардо ДиКаприо. Многие кинокритики отмечали блестящую работу актера, которому удалось буквально прожить роль своего персонажа.

В фильме замечательным образом передано атмосферу американской роскоши тех времен, когда начиналось зарождения организованной преступности в штатах. Но в то же время картина передает моральную пустоту, которая вызвана чрезмерным желанием поймать американскую мечту.

Смысл фильма Великий Гэтсби

Драматический фильм «Великий Гэтсби» – блестящая экранизация одноимённого романа Ф.С.Фицджеральда, которая, несмотря на неоднозначные отзывы критиков, получила высокую оценку зрителей и стала однозначным хитом 2013 года. Яркий актёрский состав, возглавляемый Леонардо Ди Каприо и Тоби Магуайром, вместе с роскошной картинкой и пьянящей атмосферой «ревущих» 20-х, превратили этот фильм в одну из самых заметных картин начала десятилетия.

Ищите нас здесь

О чём фильм «Великий Гэтсби»

События фильма переносят зрителя в Нью-Йорк 20-х годов ХХ века, в период роскоши и свободы, предшествующий Великой депрессии. Молодой финансист Ник Каррауэй, от лица которого ведётся повествование, снимает домик на Лонг-Айленде и становится соседом таинственного богача Джея Гэтсби, который закатывает пышные вечеринки и принимает у себя весь цвет города. Позже Ник посещает дом своей кузины Дэйзи, которая вышла замуж за магната Тома Бьюкенена, и становится невольным участником следующих событий фильма.

В один из дней Ник получает приглашение на вечеринку своего соседа и заводит с ним знакомство. Таинственным Гэтсби оказывается приятный молодой человек, который, как выяснится после, некогда имел роман с Дэйзи, но влюблённые разлучились, ведь Джей был беден и не мог себе позволить женитьбу на девушке с богатой семьи. Но за пять лет Гэтсби сумел сколотить немалое состояние, а теперь задумал вернуть Дэйзи. Он просит Ника снова свести их вместе, на что повествователь соглашается, но в итоге это становится причиной ужасных событий. Разрываясь между любовью к Джею и долгом жены, Дэйзи случайно сбивает любовницу мужа на машине Гэтсби, а сам Том винит в случившемся соперника.

Муж погибшей Миртл убивает Гэтсби из пистолета, а Дэйзи и Том решают начать всё сначала и покидают Нью-Йорк. Глубоко задетый произошедшей трагедией, Ник теряет интерес к жизни и лечится от развившейся алкогольной зависимости.

Смысл фильма «Великий Гэтсби»

Как и одноимённый роман Ф.С.Фицджеральда, его современная экранизация повествует о мечте – чистой и непорочной, которая заставляет зрителя сопереживать мечтателю и сочувствовать его цели. Таким прекрасным мечтателем выступает Джей Гэтсби – человек, который так одержим стремлением вернуть любимую женщину, что прикладывает для этого воистину титанические усилия. Сын нищего фермера, за короткое время он превращается в настоящего джентльмена, героя войны и создаёт себе имя. Джей становится хозяином роскошного замка и владельцем огромного состояния, но не из желания обогатиться, ведь он не алчен. Каждая из его шумных вечеринок стоит целого капитала, но он продолжает закатывать их лишь с одной целью – чтобы однажды встретить там любимую Дэйзи.

Хоть Гэтсби сколотил состояние не вполне законно и стыдливо скрывает убожество своего происхождения за выдуманной легендой, его душа чиста, а мечта – прекрасна. В фильме эта трогательная непорочность противостоит другой мечте, которую воплощают собой Дэйзи и её муж Том – «американской» мечте в худшем смысле этого понятия, со слепым стремлением к богатству, престижу и высокому статусу. Эти двое с детства имели всё самое лучшее, они не хотят другой жизни. Запертые в своём уютном денежном мирке, супруги Бьюкенен так боятся утратить стабильность и место в высшем обществе, что готовы прощать друг другу измены и бесконечно начинать всё сначала.

Том – джентльмен по праву рождения, но он не гнушается обманывать жену с многочисленными любовницами, не стыдится врать и взваливать свою вину на невиновных людей. Его неисчислимым мерзостям противопоставляется чистое сердце Джея, который сделал себя сам, но так предан и трогательно наивен, что не замечает того, что его возлюбленная Дэйзи – обыкновенная пустышка. Именно эта наивность делает Гэтсби «Великим». Именно это противостояние душевной чистоты и злого умысла, искренней слепой любви и мимолётной влюблённости, разворачивающееся на фоне безумия и блеска послевоенного мира, который захлебнулся в деньгах и возможностях, является главным смыслом фильма.

Ищите нас здесь

Смысл финала фильма «Великий Гэтсби»

После безудержного блеска начала и кульминации картины, к её концу атмосфера становится мрачной и драматичной, краски блекнут. Внезапная гибель Миртл заставляет Тома и Дэйзи поступить так, как они привыкли поступать в сложных ситуациях – прятаться за деньгами и бежать, но бедный Джей этого не узнает. Пуля Уилсона застаёт его в момент, когда он полностью уверен в том, что Дэйзи выберет его, поэтому красивая мечта Гэтсби остаётся с ним даже в смерти – это один из смыслов финала, но другой заключается в сцене похорон главного героя.

Щедрость Джея привлекала на его вечеринки сотни ньюйоркцев, и все сильные мира сего искали его расположения и дружбы, но со смертью хозяина его замок опустел. Ник Каррауей был единственным, кто проводил Гэтсби в последний путь, и это оказало на рассказчика огромное влияние, ведь он понял, что окружающие нуждались в Джее только тогда, когда могли пользоваться его щедростью. В этом эпизоде раскрывается глубинная зацикленность общества на материальных ценностях и его испорченность.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Отправить оценку

Бедный Гэтсби

Экранизации литературных произведений хороши уже тем, что напоминают о существовании книги. Кто бы вспомнил о «Великом Гэтсби», если бы не фильм База Лурманна? В России бы уж точно никто. А теперь обсуждают. Slon публикует мнения шести русских литераторов о романе Фицджеральда. Мнения любопытные: живущие в России настаивают, что «Ночь нежна» лучше, живущие в Америке говорят, что «Гэтсби» имеет особый статус «великого американского романа», то есть романа, попавшего в резонанс с эпохой и ставшего экстралитературным феноменом, смысловой единицей американского мышления о себе и собственной истории. Для среднего российского читателя «Гэтсби» – это история о безнадежной любви. Для американцев это роман о деньгах.
Her voice is full of money, говорит Гэтсби о Дэйзи. Эта формулировка зацепила своей точностью не только повествователя, Ника Каррауэя, но и поколения критиков. С ходом времени меняется разве что угол зрения на главный предмет романа, и сегодняшний – как мне кажется, очень точно – зафиксировал автор New York Magazine Кевин Руз. Он перечитывает Фицджеральда, чтобы ответить на вопрос: действительно ли Гэтсби мог позволить себе все то, что он себе позволял? Это вопрос нашего времени – эпохи, озабоченной долгами, частными и государственными, уставшей от жизни не по средствам и страшащейся надвигающейся бедности. Гэтсби погиб, конечно же, не от бедности – но не был ли он мертв в финансовом смысле еще до того, как обезумевший Уилсон застрелил его по наводке «старых денег»?
Сначала Кевин Руз подсчитывает доходы Гэтсби. В романе говорится, что источник его богатства – нелегальная продажа алкоголя после вступления в силу сухого закона. Акт Волстеда, определявший, как именно будет обеспечиваться выполнение 18-й поправки к Конституции, был принят в октябре 1919 года. У Гэтсби было два месяца, чтобы изобрести схему, по которой он будет его нарушать – до 1 января 1920-го, когда поправка и акт вступили в силу. Действие романа разворачивается летом 1922 года. Ссылаясь на показания Аль Капоне, заявившего на суде, что его доходы от нелегальной продажи алкоголя составили 1 миллион долларов за два года (1924 и 1925), и данные историков, Руз заключает, что больше миллиона на продаже алкоголя Гэтсби заработать не мог. В романе упоминаются облигации, которыми торгуют подчиненные Гэтсби, – доходы от этих операций Руз оценивает в 100 тысяч долларов в год. Таким образом, к середине 1922 года Джей Гэтсби мог иметь 1 миллион 250 тысяч. Аферу с Национальной лотереей, о которой несколько раз говорится в книге как о начале совместной деятельности Гэтсби и Вулфшима, Руз просто не рассматривает за отсутствием каких-либо внятных деталей.
Следующий шаг – подсчет расходов Гэтсби. Основная статья, естественно, особняк в Уэст-Эгг с двенадцатью спальнями и золотыми туалетными приборами. Кевин Руз датирует покупку началом 1922 года (Гэтсби упоминает, что три года работал на этот дом). Сколько он стоил, не известно, поэтому Руз берет похожий дом на Лонг-Айленде, выставленный на продажу в 2010 году, и прогоняет его стоимость (29,5 миллионов долларов) через калькулятор инфляции. Получается 2,7 миллиона, которые затем (по разным соображениям) округляются до двух. Далее обсуждаются условия кредита, под который Гэтсби купил дом – для российского читателя поворот неожиданный, но современный американец покупку дома без кредита, очевидно, представить себе не может. Выясняется, однако, что российское понимание ближе к американским реалиям тех лет, чем американское нынешнее: в двадцатые годы кредиты на недвижимость выдавались только на срок от 3 до 5 лет при условии 50%-ной оплаты ее стоимости. Если Гэтсби действительно взял такой кредит, его расходы на дом составляли примерно 23 тысячи долларов в месяц. (Дом, который Гэтсби купил своему отцу, Руз в подсчетах не учитывает.)
Следующая статья расходов – вечеринки. На протяжении всего лета Гэтсби устраивал их каждые выходные. Для каждой нанимались восемь слуг, дополнительный садовник, шофер, подвозивший гостей от станции, оркестр, тенор и контральто. Выпивка текла рекой, гостей дважды кормили: в начале и после полуночи. Кевин Руз обратился к организатору подобных вечеринок в современном Ист-Хэмптоне и получил смету в 176 500 долларов за каждую. Округлив цифру до 150 тысяч, Руз прогоняет ее через калькулятор инфляции и получает 11 тысяч в ценах 1922 года. Пятнадцать летних вечеринок дают, таким образом, 165 тысяч.
Другие расходы. Во-первых, злополучная желтая машина, из-за которой Гэтсби в конце концов поплатился жизнью. Скорее всего, это был Rolls-Royce Silver Ghost, разные вариации которого стоили от 12 до 15 тысяч. Две яхты дают еще 10 тысяч (топ-модели того времени и их стоимость хорошо задокументированы в рекламе). Одежду, включая восхитившие Дейзи рубашки, Руз оценивает еще в 2 тысячи. На прочие расходы, детализировать которые мы не можем за отсутствием точных данных в романе, Руз кладет 10 тысяч в год. Гидроплан, на котором рассказчик катался с Гэтсби после первой же вечеринки, благополучно забылся.
Если свести все сказанное в подобие финансового отчета с начала 1920 до лета 1922 года, мы получим следующее:
Доходы: 1 миллион (нелегальная продажа алкоголя) + 250 тысяч (продажа облигаций) = 1,25 млн
Расходы: 165 тысяч (вечеринки) + 1 миллион (уплачено за дом) + 161 тысяча (ежемесячные платежи за дом до августа 1922 года) + 15 тысяч (машина) + 10 тысяч (яхты) + 2 тысячи (одежда) + 25 тысяч (прочие расходы) = 1,378 млн
При всей неточности подсчетов, вывод кажется очевидным: по ходу действия романа Джей Гэтсби едва сводил концы с концами, а то и влезал в долги. Финансовый советник Рокко Каррьеро, к которому Руз обратился с этими данными, рекомендовал Джею Гэтсби покончить с практикой еженедельных вечеринок и задуматься над пенсионным планом. Он добавил, что в реальной жизни, скорее всего, отказался бы работать с таким клиентом. Думаю, Джею Гэтсби тоже не очень-то хотелось обращаться за советом к Рокко Каррьеро.
Собственно, в этом месте и начинается самое интересное – вскрывается американское понятие финансового благополучия. Деньги, в понимании Руза и Каррьеро, имеют смысл, когда они гарантируют надежность положения – отсюда разговоры о пенсионном плане и более разумных тратах. Деньги в том смысле, в каком понимал их Гэтсби (и в каком их понимают в последние 20 лет в России), означают лишь вещи и услуги, в которые они могут превратиться при немедленном обмене: сохранение богатства и управление им сопряжены с дополнительными сложностями. Основная из которых носит правовой характер.
Жизнь Гэтсби, как и часть жизни его гостей, проходит за гранью закона. Это сказывается не только на его тратах (в которых Руз, кстати, не учел регулярные взятки правоохранителям), но и определяет общее отношение к происходящему. Выводя себя за рамки легальности, человек получает в придачу к невиданным возможностям еще и заранее определенное катастрофическое будущее. Общее ощущение ненадежности жизни, сквозящее в каждой строчке «Великого Гэтсби», и есть то, что делает его «великим американским романом». Откладывающий на старость Джей Гэтсби выглядел бы столь же трагикомично, как российский учитель образца 1995 года, тащивший свои скромные сбережения в коммерческий банк. Будущее не подлежит контролю. Планирование невозможно. Единственная разумная программа в этих условиях – попытаться реализовать мечту. Здесь и сейчас.
Человек с российским опытом последних двадцати лет чувствует все эти обстоятельства гораздо лучше, чем современный американец, составляющий для Гэтсби справку о доходах. Экранизация пришлась ко времени: у российского читателя есть хороший шанс перечитать главный роман Фицджеральда и увидеть там нечто другое, чем безнадежно влюбленного протагониста.

Анализ фильма Великий Гэтсби

Фильм смотрю второй раз. Первый раз интерес был полностью адресован Гэтсби. Во второй раз ситуация поменялась. Заинтересовал прежде всего Ник Кэррэуэй. Остальные герои ушли на второй фон.

Само ощущение от фильма было таким же, как ощущение от фильма Алиса в стране чудес. Фильм яркий, сказочный, чарующий. Некоторое недоумение вызывал музыкальный переплёт. Переплёт старой музыки и современной. Но в этом позже углядела некоторый смысл. На протяжении всего фильма чувствовала интерес и не более того. Эмоциональный фон был достаточно спокойным. До тех пор, пока Гэтсби не начал говорить о своих чувствах к Дейзи. Вот здесь началось волнение. И после того, как Дейзи начала идти напопятную, почувствовала сожаление. Когда Гэтсби стал кричать на Тома — у меня всё сжалось внутри. Мне стало жаль Гэтсби. К концу фильма я ощущала лёгкую грусть. Я давно хотела прочитать произведение Фицджеральда Великий Гэтсби. И анализ фильма послужил этому событию поводом. Книга всё-таки отличается от фильма. Особенно это видно по тому, какой анализ сложился у меня.

Этот фильм для меня стал темой комплекса ключевой фигуры, темой про отношения, темой внутреннего мира человека. Того самого Мира, который создал сам Ник Кэррэуэй. Он его создал для себя. Создал, чтобы почувствовать себя значимой фигурой в этом непростом мире. Доказать себе, что он НАСТОЯЩИЙ, а другие, значимые для него люди, нет. Фильм начинается со слов: «Мой отец дал мне совет: Не спеши судить людей. Пытайся разгядеть в них хорошее». Чем вызвано было желание отца дать ТАКОЙ совет сыну? Почему нужно ПЫТАТЬСЯ РАЗГЛЯДЕТЬ в них хорошее? Что мешает воспринимать людей такими, какие они есть?

Ник Кэррэуэй — пациент психиатра с разными симптомами: депрессия, бессонница, тревога, алкоголизм. Его рассказ начинается с резкой музыки: то, что настораживает. Затем фон музыки соответсвующий. Он мечтал стать писателем, но это прошло. Почему? Насколько это повлияло на него? Возможно все эти симптомы, нереализованные мечты, туманные установки с детства побудили его создать собственный мир, в котором он был ключевой фигурой. Он оказывался в гуще событий. Он являлся «невольным хранителем чужих тайн». Он общался с богатыми людьми. И при этом он ими не являлся. Он был НАСТОЯЩИМ.

Дэйзи Бьюкенен — золотая девушка. Как свадебная фея. Нежная. Воздушная. Но при этом чужая. При этом, как выяснилось в конце — ненастоящая. Ненастоящая в любви и отношениях. Ник любил Дэйзи. Он с восторгом смотрел на неё в первом кадре. Его лицо сияло надеждой, когда Дэйзи пришла к нему домой и произнесла: «Он всё-таки влюбился в меня». Он готов был служить ей утешением в тревожные минуты, когда она схватила его за руку при разговоре Гэтсби с Томом.

Том восхищал Ника, как человек, который достигал всего, чего он хотел. Но этот человек был вруном, грубияном, манипулятором — тоже НЕНАСТОЯЩИМ. Том сказал Нику: «Тебе не нравилось участвовать, ты любил наблюдать». Так и было. Ник — наблюдатель.

И сам Гэтсби. Его образ для Ника — это образ-мечта. Таким он хотел быть. «Ничтожество на ничтожестве, вот они кто. Вы один стоите их всех вместе взятых.»

Все персонажи в его жизни оказываются ничтожеством. А Гэтсби — мечта. Но свою мечту он предпочёл убить. С помощью «шлаково-серого человечка, который растворился в тумане». Все персонажи вокруг Ника были «шлаково-серыми человечками, которые растворялись в тумане». Все ключевые события в итоге произошли в «шлаково-сером» мире, на который взирали глаза окулиста. Бога. Архетипа Отца. Скорее всего это были глаза отца Ника, который советовал не судить и видеть в людях только хорошее. Ник сказал ему: Смотри и увидишь, какие они на самом деле. Только я — НАСТОЯЩИЙ!

Музыка в мире Ника передёргивалась из одного стиля в другой, из одного времени в другое, будто это было безумство стилей, времени и безумство самого Ника. Его личность разделилась на ряд других, на ряд Персон, на ряд Масок, к которым его тянуло. Лишь бы не быть «ничтожеством». Гэтсби ему очень нравился, но и в него он пытался всадить элементы «ничтожества». Он пытался его «испачкать». С одной стороны безупречный богач, влюблённый мечтатель. С другой стороны — жалкий невротик, впадающий в истерику, если его перфекционизм не получает должной порции. Ник удачно его убирает со сцены. Несколько раз в фильме он внезапно исчезает. Будто Ник постоянно пытается напоминать себе о том, что Гэтсби всё-таки НЕНАСТОЯЩИЙ. А Ник — Настоящий. Поэтому Ник контролирует его похороны. И убеждает себя в том, что образ Гэтсби — это всего лишь мечта. И только так с ним можно ужиться. Закончив свою рукопись, Ник подписывает название своей рукой ВЕЛИКИЙ, ставит собственную подпись под названием ГЭТСБИ, будто хочет подчеркнуть, что Гэтсби — не просто всё-таки ВЕЛИКИЙ, не просто его мечта…

Но Гэтсби, на самом деле, это и есть Ник Кэррэуэй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *