Филиппенко Александр актер биография

Александр Филиппенко — биография, информация, личная жизнь

Александр Филиппенко

Александр Георгиевич Филиппенко. Родился 2 сентября 1944 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, народный артист России (2000).

Александр Филиппенко родился 2 сентября 1944 года в Москве.

Затем родители актера уехали из Москвы в столицу Казахстана в командировку и остались там навсегда.

Занимался в драмкружке алма-атинского Дворца пионеров.

Окончил школу № 54 в Алма-Ате с золотой медалью. И по настоянию мамы поступил в Московский физико-технический институт: «мной очень гордилась, когда я стал студентом лучшего института Москвы», — говорил он.

В студенческие годы его взяли в студенческий театр МГУ, «и там я впервые увидел людей, которые этим творчеством занимались всерьез». Был активным участником команды КВН МФТИ, они стали чемпионами Клуба 1962/1963 годов.

В 1967 году окончил Московский физико-технический институт, факультет молекулярной и химической физики (ФМХФ) по специальности «Физика быстропротекающих процессов».

Два года работал старшим инженером в Институте геохимии АН СССР.

В 1974 году окончил театральное училище им. Б. В. Щукина.

В 1964—1969 годах — актёр и режиссёр эстрадной студии МГУ, в 1969—1975 годах — актёр Театра драмы и комедии на Таганке.

В 1975 году Филиппенко поступил в труппу Академического театра имени Евгения Вахтангова, где проработал 20 лет.

С 1996 года — руководитель театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте.

В кино снимается с 1969-го – дебютировал в роли Володи Харламова, в картине Наума Трахтенберга «Я его невеста».

В его послужном списке около 70 фильмов и сериалов. В числе наиболее удачных — ленты «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Торпедоносцы», «Мой друг Иван Лапшин», «Бумбараш», «Доходное место», «Возвращение резидента», «Убить дракона» «Убегающий август», «Карьера Артуро Уи. Новая версия», «Мастер и Маргарита», «Бедная Настя».

Александр Филиппенко дважды снялся в экранизации «Мастера и Маргариты»: в 1994 году у Юрия Кары в роли Коровьева, в 2005 году у Владимира Бортко в роли Азазелло.

Александр Филиппенко в сериале «Мастер и Маргарита»

В 1999-м за моноспектакль «Мертвые души» получил Государственную премию РФ.

За свои роли в кино удостоен звания Заслуженного артиста СССР, и позже Народного артиста России.

В 2014 году принял участие в проекте «Быть поэтом!» — прочел стихотворения Сергея Есенина и Евгения Евтушенко.

25 сентября 2015 года актёр принял участие в театрализованных онлайн-чтениях произведений А. П. Чехова «Чехов жив».

Александр Филиппенко — Козёл на саксе

Александра Филиппенко называют Человек-Театр за целую серию блестящих моноспектаклей и эстрадных программ:

1978 — «Взрослая дочь молодого человека», моноспектакль по мотивам пьесы Виктора Славкина; режиссёр Марк Розовский. Монолог стал известен после эфира в телевизионной передаче «Вокруг смеха» под названием «»Козёл» на саксе».

1978 — «Поезд на Чаттанугу, или Когда мы были молодые», литературно-музыкальное шоу из произведений Виктора Славкина, Михаила Жванецкого, Аркадия Аверченко, Михаила Зощенко.

1988 — «Мёртвые души. Последние главы…», моноспектакль по поэме Николая Гоголя; режиссёр Марк Розовский. Премьера состоялась на сцене Московского драматического театра имени К. С. Станиславского.

1989 — «Не надо бороться за чистоту — надо подметать», вечер советской сатиры, состоящий из рассказов Михаила Зощенко «Происшествие на Волге», «Кошка и люди», «Мелкий случай из личной жизни», серии фельетонов Михаила Кольцова и повести Андрея Платонова «Город Градов». В спектакле участвует ансамбль современной музыки «Три О»; режиссёр Марк Розовский.

1995 — «Путь Поэта», моноспектакль к 100-летию Сергея Есенина (гражданская лирика 1923-24 годов).

2000 — «Чемодан проблем 2000», к 60-летию Сергея Довлатова.

2001 — «Есенин без женщин», поэтическая программа из гражданской лирики Сергея Есенина; режиссёр Константин Худяков.

2005 — «Демарш Энтузиастов», литературно-музыкальная композиция; режиссёр Марина Ишимбаева.

2006 — «Смех отцов», вечер советской сатиры, состоящий из рассказов Михаила Зощенко, серии фельетонов Михаила Кольцова басен Николая Эрдмана, отрывка из «Мёртвых душ» и «Театрального разъезда» Николая Гоголя повести Андрея Платонова «Город Градов» и рассказа «Представление» из повести «Зона» Сергея Довлатова.

2010 — «Tribute», вечер-посвящение по произведениям Иосифа Бродского, Вацлава Гавела, Юрия Левитанского, Сергея Довлатова.

Александр Филиппенко

Рост Александра Филиппенко: 176 сантиметров.

Личная жизнь Александра Филиппенко:

Первая жена — актриса Леля Серова. Брак продлился недолго — Филиппенко ушел от жены к Наталье Зимяниной, ставшей его второй супругой.

Со второй женой Натальей Зимяниной (дочерью известного политического деятеля Михаила Зимянина) они прожили в браке в 1975—1978 годах. Родилось двое детей — дочь Мария (филолог, журналист, преподаватель) и сын Павел (музыкант, экс-вокалист группы I.F.K., ныне лидер группы F.A.Q.).

«Все десять лет, что мы жили вместе, я посвящала только ему. И такие фрукты, как он, не попадались мне больше даже в экзотических обстоятельствах», — говорила Наталья Зимянина о бывшем муже.

Александр Филиппенко и Наталья Зимянина

С 1979 года женат на Марине Ишимбаевой, она телережиссёр.

Со второй супругой познакомился благодаря будущей теще. Однажды после премьеры телеспектакля, который ставила мама Марины, Лидия Сергеевна, все отправились к ней домой — отметить событие. Квартира располагалась в центре старой Москвы, возле Патриарших прудов. Вот там-то Филиппенко, к тому времени уже состоявшийся актер Театра на Таганке, выпускник Щукинского училища, и познакомился с будущей женой. Марина как раз собиралась поступать в то же самое училище, так что у молодых людей оказалось много общих тем для разговора. У них начался роман, переросший в брак.

В браке родилась дочь Александра, она историк, переводчик, звукорежиссёр.

Марина Ишимбаева с дочерью Александрой

Одно время общался со знаменитым Порфирием Ивановым, который создал несколько оздоровительных систем, основанных на голодании, постоянной ходьбе босиком и закаливании.

«Был у меня период торжества духа над плотью. Я бросил курить, стал обливаться холодной водой и по 48 часов голодать», — рассказывал актер.

Фильмография Александра Филиппенко:

1969 — Я его невеста — Владимир Харламов
1969 — Гори, гори, моя звезда — «стрелок», белый офицер
1970 — Внимание, черепаха! — командир головного танка
1971 — Бумбараш — белогвардеец Стригунов
1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие — клоун Саша
1973 — Остановите Потапова (к/м) — Ермоленко
1974 — Рождённая революцией (серии 7—10) — Гусаков/лже-Санько
1977 — Хождение по мукам — Теплов
1977 — Клад
1980 — Утренний обход — Букин
1980 — Кто заплатит за удачу? — Коньков, следователь контрразведки
1981 — Бросок
1981 — Ошибка Тони Вендиса — Сван
1982 — Там, на неведомых дорожках… — Кощей Бессмертный
1982 — Звезда и смерть Хоакина Мурьеты — Смерть
1982 — Возвращение резидента — командир наёмников
1983 — Баллада о доблестном рыцаре Айвенго — Вамба
1983 — Компаньоны
1983 — Торпедоносцы — генерал авиации
1983 — Последний довод королей — Джигс Кейси, полковник, начальник объединенного штаба
1983 — Приступить к ликвидации — Андрей Дмитриевич Блинов, «Копчёный», вор в законе
1984 — Вера, Надежда, Любовь — офицер
1984 — Мой друг Иван Лапшин — Занадворов
1984 — Медный ангел — Сантильяно
1984 — Семь стихий — Олег Янков
1985 — Противостояние — Роман Кириллович Журавлёв, ветеринар
1985 — Чёрная стрела — Ричард Глостер
1985 — Аплодисменты, аплодисменты… — Вадим Петрович Гончаров
1985 — Софья Ковалевская — Фёдор Михайлович Достоевский
1985 — Битва за Москву — генерал Павлов
1985 — О возвращении забыть — командир подводной лодки (роль озвучил Сергей Шакуров)
1985 — Золотая рыбка (телеспектакль) — рассказчик
1986 — Я сделал всё, что мог
1986 — Из жизни Потапова — Потапов
1986 — Путешествие мсье Перришона — Иммерталь
1987 — Визит к Минотавру — Григорий Петрович Белаш, настройщик роялей
1987 — Очи чёрные — чиновник в Петербурге
1988 — Наш бронепоезд — Петров
1988 — Гулящие люди — Таисий
1988 — Убить дракона — кузнец, оружейник
1989 — Трудно быть богом — Дон Рэба
1989 — Убегающий август
1990 — Под северным сиянием
1990 — Яма — актёр
1990 — Мать Урагана
1990 — Шаги императора — Павел I
1991 — И превращается ветер
1991 — Ближний круг — Хитров, майор
1991 — Женщина для всех — муж
1991 — Преступление лорда Артура — Поджерс
1992 — Отшельник
1992 — Безумные макароны, или Ошибка доктора Бугенсберга — Очевидное зло
1992 — Одна на миллион — Комаров
1992 — Бесы — учитель
1992 — Азбука любви
1993 — Я сама
1993 — Аномалия
1993 — Трагедия века — генерал Павлов
1993 — Убийство в Саншайн-Менор
1993 — Не стреляйте в пассажира! — редактор
1994 — Мастер и Маргарита — Коровьев
1995 — Игра воображения — Лампасов
1996 — Карьера Артуро Уи. Новая версия — Артуро Уи, главарь гангстеров
2001 — Романовы. Венценосная семья — В. И. Ленин
2001 — Аз и ферт — Мордашкин
2002 — Леди на день — Альфонсо Ромеро
2002 — Следствие ведут знатоки. 10 лет спустя. Третейский судья — Ландышев / Крысин
2003 — Тартарен из Тараскона — хозяин похоронного бюро Костекальд
2003-2004 — Бедная Настя — Андрей Забалуев, предводитель уездного дворянства
2005 — Мастер и Маргарита — Азазелло
2005 — Брежнев — генерал Цинёв
2005 — Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко — Ярополк Святославович; Святополк Окаянный
2006 — Азирис Нуна — Фараон Неменхотеп IV
2006 — Вепрь — Паскевич
2006 — Театр обречённых — Фишер
2006 — Адъютанты любви — Борис Курагин
2007 — Ленинград — Аркатов
2007 — Заговор — Косоротов
2008 — Одна ночь любви — князь Илларион Забелин
2008 — Моя прекрасная няня — Владимир Владимирович Прутковский, отец Виктории
2010 — Счастливый конец — старый член
2011 — Пётр Первый. Завещание — Толстой

Озвучивание Александра Филиппенко:

1992 — Леато и Феофан — роль барона Мозгареля и др.
1994 — Простодушный — роль Мамуки Кикалейшвили
2004 — Полярный экспресс — Кондуктор, Санта Клаус, Призрак на крыше и др. (в оригинальной версии озвучил Том Хэнкс)
2006 — Чемоданы Тульса Люпера — Айвар Люпер
2007 — Покахонтас (англ. Pocahontas), Walt Disney Pictures — Паухатан — вождь, отец Покахонтас
2007 — Покахонтас 2: Путешествие в новый мир (Pocahontas II: Journey to a New World), Walt Disney Pictures — Паухатан — вождь, отец Покахонтас
2009 — Рождественская история (анимационный) — Эбенезер Скрудж, Призрак прошлого Рождества, Призрак настоящего Рождества, Призрак грядущего Рождества (в оригинальной версии озвучил Джим Керри)

Озвучивание мультфильмов Александра Филиппенко:

1986 — Крылья, ноги и хвосты
1986 — Недоразумение («Весёлая карусель», выпуск № 18) — читает текст
1987 — Помощники Гефеста — читает текст
1988 — Загадка («Весёлая карусель», выпуск № 19) — читает текст
1989 — Сегодня в нашем городе — читает текст
1990 — Однажды («Весёлая карусель», выпуск № 21) — читает текст
1990 — По следам Бамбра
1991 — Ловушка для Бамбра — Охотник
2004 — Про Ивана-дурака — читает текст
2005 — Басни для зайцев — читает текст
2006 — Элька — Полярник

Биография Александра Филиппенко

В 1970 году он поступил в Театральное училище (ныне институт) имени Бориса Щукина, которое окончил как актер и режиссер.

Во время учебы в МФТИ Филиппенко был активным участником студенческих капустников, команды КВН.

В 1964-1969 годах был актером эстрадной студии МГУ «Наш Дом».

В 1969-1975 годах играл в труппе режиссера Юрия Любимова в Театре на Таганке, где участвовал в спектаклях «Гамлет» по Уильяму Шекспиру, «Тартюф» по Жану-Батисту Мольеру, «Пугачев» по Сергею Есенину и др.

В 1975-1994 годах актер работал в Академическом театре имени Евгения Вахтангова. Исполнял роли герцога Бекингема в «Ричарде III» Уильяма Шекспира, Ихарева в «Делах давно минувших дней» по «Игрокам» Николая Гоголя, Бухарина в «Брестском мире» Михаила Шатрова, Жданова в «Уроках мастера» Дэвида Паунела, Мосье Боярского в «Закате» Исаака Бабеля и др.

С 1995 года артист работает по контрактам в различных театрах Москвы.

В 1998-2000 годах в театре «Сатирикон» Филиппенко одновременно играл две роли — Клавдия и Тень отца Гамлета в спектакле «Гамлет» Уильяма Шекспира.

С 2000 года в театре «Et Cetera» п/р Александра Калягина актер играл Антонио в спектакле «Шейлок» по Уильяму Шекспиру, в Театре-студии п/р Олега Табакова — Сатина в спектакле «На дне» по Максиму Горькому.

В 2002-2004 годах в театре Моссовета Филиппенко играл Ихарева в спектакле «Дама, дама и еще дама» по Николаю Гоголю. Участвует в спектаклях текущего репертуара театра — исполняет роли Батенина в «Предбаннике» Игоря Вацетиса в постановке Сергея Юрского, Серебрякова в «Дяде Ване» и Чебутыкина в «Трех сестрах» Антона Чехова в постановке Андрея Кончаловского.

С 2009 года Александр Филиппенко сотрудничает с театром «Современник», где играет Ричарда Эрлиха в спектакле «Скрытая перспектива» по пьесе Дональда Маргулиса, а также исполняет роль в постановке «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» по пьесе Валентина Гафта.

Александр Филиппенко известен как исполнитель моноспектаклей и эстрадных программ. Среди его моноспектаклей — «Рождение человека» Максима Горького; «Голос отца» Андрея Платонова; «Голубая книга» Михаила Зощенко, «Повесть о капитане Копейкине» Николая Гоголя, «Взрослая дочь молодого человека» по мотивам пьесы Виктора Славкина, литературно-музыкальное шоу «Поезд на Чаттанугу, или Когда мы были молодые» и др.

В 1988 году на сцене Московского драматического театра имени К. С. Станиславского состоялась премьера моноспектакля Филиппенко «Мертвые души. Последние главы…» по поэме Николая Гоголя. В 1999 году за моноспектакль «Мертвые души» Александр Филиппенко был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

В 1995 году вышел его моноспектакль к 100-летию Сергея Есенина «Путь Поэта».

С 1996 года Александр Филиппенко является художественным руководителем театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте.

В сезоне 2007/2008 в театре «Практика» Филиппенко играл моноспектакль по пьесе Марка Равенхилла «Продукт».

Среди последних работ в жанре литературного театра — «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына, «Недопесок» Юрия Коваля, а также литературно-музыкальное сочинение вместе с ансамблем солистов «Эрмитаж» п/р Алексея Уткина.

Одной из последних работ актера является моноспектакль «Отражение в воде» по произведениям Солженицына на музыку Дмитрия Шостаковича с участием ансамбля «Эрмитаж».

В декабре 2013 года к 95-летию со дня рождения Александра Солженицына Филиппенко прочел «Крохотки» писателя в сочетании с прелюдиями Шостаковича в исполнении Государственного камерного оркестра России под управлением Алексея Уткина.

Актер выпустил аудиокниги по произведениям Станислава Лема, Чарльза Диккенса, Михаила Зощенко, Михаила Кольцова, Андрея Платонова, Леонида Филатова, Бориса Акунина.

Александр Филиппенко — народный артист РФ (2000), лауреат Государственной премии РФ (1999).

В 1997 году удостоен премии «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль» за фильм «Карьера Артура Уи». Лауреат Царскосельской художественной премии (2010).

Филиппенко женат вторым браком. Жена Марина Ишимбаева —телережиссер. У актера трое детей — дочь Мария и сын Павел от первого брака, младшая дочь Александра.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Наталья Зимянина: 10 лет я жила только для Саши Филиппенко!

Дочь секретаря ЦК КПСС променяла сытую жизнь на съёмные углы с популярным актёром

Все жизненные невзгоды Александр ФИЛИППЕНКО встречает с улыбкой

Дочь секретаря ЦК КПСС променяла сытую жизнь на съёмные углы с популярным актёром.

Народный артист России Александр ФИЛИППЕНКО 2 сентября отмечает 65-летний юбилей. Актер, сыгравший в кино множество отъявленных негодяев, в реальной жизни — сама порядочность и доброта. Именно таким считает его бывшая жена — музыкальный критик Наталья ЗИМЯНИНА. Эта женщина прошла с Александром Георгиевичем «огонь, воду и медные трубы», родила ему двоих прекрасных детей. Казалось бы, с появлением малышей-погодков супруги должны были стать еще более счастливыми, но именно в этот момент их отношения дали трещину… Наталья и Александр уже более 30 лет не живут вместе, но остаются добрыми приятелями.

— О Саше мне действительно есть что вспомнить! — многозначительно сообщила Наталья, когда мы договаривались о встрече. — Все десять лет, что мы жили вместе, я посвящала только ему. И такие фрукты, как он, не попадались мне больше даже в экзотических обстоятельствах.

На балу в «Геликон-опере» Павел, Наталья, Александр и Мария выглядели счастливой семьёй

— Сейчас я вам вкусный чай приготовлю и угощу пражской колбаской, — приветливо встретила меня экс-супруга звезды и предложила расположиться в стильном кресле в просторной гостиной. Когда бодрящий напиток был готов, Наталья Михайловна начала свой рассказ.

— Влюбилась я в Сашку с первого взгляда, как только увидела его на сцене эстрадной студии «Наш дом». Бегала на спектакли бесконечно. Но он в ту пору был женат на актрисе этого же театра Леле Серовой. Их отношения меня мало волновали — я была бесконечно очарована светловолосым симпатягой с необычным хрипловатым голосом. Так сложилось, что 21 августа 1968 года мы вместе отправились на гастроли в Грузию. Он — в качестве актера, а я — музыкального аккомпаниатора вместо знаменитого Максима Дунаевского, который поехать не смог. Мне было 18, Саше — 24.

Наталья и Александр во время романтической поездки в Санкт-Петербург.1969 год

Окончательно свела нас любовь к Чехии. Об этой стране я знала не понаслышке: прожила в Праге пять лет, когда мой папа занимал должность посла СССР в Чехословакии. Я свободно разговаривала на чешском, а Филиппенко уже тогда был помешан на чешском кино. А потом даже названия всех фильмов Формана, Менцеля, Хитиловой выучил в оригинале. Любимая чешская фраза у Саши до сих пор: «Засрали моухи нашего Фердинанда» — вольная трактовка знаменитых слов трактирщика Паливца в первой главе «Швейка», разъясняющего, почему со стены снят портрет императора.

Воровали книги

— Ваш роман с Филиппенко развивался стремительно, но, насколько я знаю, поженились вы не сразу.

— У Саши бракоразводный процесс оказался крайне затяжным. Но это не мешало нам жить вместе. Вернувшись из той поездки в Грузию, я почти сразу уехала из родительского дома, и мы с Сашей сняли маленькую комнатку — на квартиру денег не оказалось.

После развода актёр старался как можно чаще встречаться с Павликом и Машей. 1985 год

Какая у нас тогда была жизнь! Полная неожиданностей и приключений! Такие безумные поступки совершали вместе! Например, когда подлечивали его здоровье в партийном санатории в Ессентуках, крали из библиотеки книги и пересылали их по почте домой. Гессе, Горпожакс и еще много чего вынесли из читальни, пряча под одежду. Все равно партийные работники этих книг не читали. А мы таким образом пополняли домашнюю библиотеку.

Мы наслаждались каждым мигом, проведенным вместе. И это несмотря на то, что у обоих сложный характер. С актером жить непросто. Перед серьезной ролью Саша мог почти неделю со мной не разговаривать, погрузившись в материал. А я терпеливо ждала премьеры, потому что знала: после нее он снова станет прежним.

Студент физтеха Александр ФИЛИППЕНКО на военных сборах

— Выпить любил?

— С выпивкой у него как-то не получалось. Он же был закоренелый язвенник — вечная грелочка наготове, белые сухари, теплое молоко. Бледный, худющий… Однажды в большой шумной компании незнакомые девицы при мне долго обсуждали восходящую звезду Александра Филиппенко и какую-то его ужасную жену, которая довела беднягу до язвы желудка. Я долго слушала, кивая головой, а потом, давясь от смеха, сказала, что я и есть та самая «ужасная жена». И что язва не желудка, а 12-перстной кишки. И блеснула парой рецептов протертых супов и паровых котлеток, которые меня к тому времени уже просто достали. Слышала, что, когда мы развелись, Филиппенко что-то там себе внутри ушил или отчикал и, по-моему, больше от язвы не страдает. Во всяком случае, однажды я увидела, как он, теперешний, закусывает маринованным огурцом, который для него раньше был смертельным ядом. А все мои рецепты «стола №1» (язвенники знают) пошли в дело, пока были маленькими наши дети — Маша и Паша.

— А еще Александр Георгиевич не раз в интервью говорил, что был стилягой…

— Он одевался действительно неординарно. В магазинах же тогда висели скучные однообразные вещи. Как только попадалась необычная ткань, знакомый портной шил нам на заказ всякие штучки. Как-то я купила метра четыре полосатой югославской материи. Мастер сварганил нам из нее одинаковые рубашки, в которых мы любили пощеголять, взявшись за руки. А однажды в комиссионке увидели роскошное длинное кожаное пальто за 200 рублей. Эта сумма для нас тогда была баснословная — я получала 120 рублей в месяц, а Саша — 70. Заняли деньги у друзей-физиков. В этом пальто Саша был вообще неотразим. В другой раз я купила 40 сантиметров клетчатой ткани и сшила коротенькую юбку — наверное, я была первой обладательницей мини в Москве.

Дни рождения семья артиста обычно отмечает в полном составе. На фото внучка Полина, невестка Жанна, дочь Мария, внук Георгий, сын Павел

Но получилась она такой коротенькой не из-за того, что я гналась за модой, а просто денег на больший метраж не хватило.

Магическая фамилия

— Но ведь ваш папа Михаил Зимянин был видным советским чиновником. Неужели он не мог помочь дочери материально?

— Когда я ушла из семьи, принципиально ни копейки у родителей никогда не попросила. Имя моего отца действительно было на слуху. Много судачили, что Саша с расчетом женился на дочке главного редактора «Правды» — газеты №1 в стране. Ха-ха! Папа у меня был не сахар, и Саше, скорее, боком выходило это родство. Когда он недолгое время работал в Театре на Таганке, Юрий Петрович Любимов, по-моему, только мстительно оттягивался на таком потрясающем актере, давая ему роли вроде безмолвного слуги, моющего в тазу ноги. Мне папино положение тоже счастья не принесло. Даже наоборот, известная фамилия только мешала жить.

Нынешняя супруга актёра Марина с дочерью Сашей, аспиранткой МГИМО

Кстати, когда я была замужем за Сашей, носила его фамилию — Филиппенко. Она магическая, даже не представляете, как комфортно и легко мне с ней жилось!

А фамилия Зимянина сейчас же втягивала меня в замкнутый круг обмена товаров. В магазинах-распределителях были такие негласные правила: мы тебе подберем импортную кофточку, а ты нам — два билетика в театр… Правда, многим людям я помогла, доставая благодаря папиной фамилии редкие тогда лекарства. Но отношения по принципу баш на баш мне претили. Хотя большинство отпрысков партийных деятелей ранга моего отца принимали условия игры как должное. Думаю, многие считали меня неудачницей, раз я не пожелала обернуть папины заслуги себе в плюс, не спекулировала вещами и вообще стала «всего лишь» журналисткой.

Отцу в ноги я кинулась один раз — помочь с квартирой, когда появились дети. Но тогда я даже представить не могла, что придется в новом жилище обитать без любимого мужа.

В молодости Александр любил пофилософствовать на природе

— У Александра появилась другая женщина?

— Нет. Я всегда была уверена в Сашиной верности. Многие «доброжелатели» не раз пытались намекнуть или даже сказать прямо, что супруг завел интрижку на стороне, но я знала, что это неправда. У нас были прекрасные отношения, и мы никогда не ссорились по-крупному. Просто, когда появились долгожданные дети, я стала чувствовать, что Саша отдаляется, я ему стала неинтересной. Может быть, он в душе ревновал, что теперь вся моя забота и внимание направлены на дочку и сына. Я сама предложила расстаться, отпустила его без истерик и скандалов. Сразу предупредила, что может приходить, когда захочет, и с детьми видеться я запрещать не буду.

— Однако как-то Евгения Соколова, сестра Семена Фарады, с которым ваш бывший муж был очень дружен, поведала: дескать, Зимянину не нравилось, что его зять — актер «вольнодумной» Таганки. И в один далеко не прекрасный день Филиппенко был вызван в отделение милиции. Там ему якобы выдали чистый паспорт без штампа о женитьбе и ключи от однокомнатной квартиры, где ему отныне предстояло жить без жены и детей.

— Насколько я знаю, у отца с Сашей были нормальные отношения. Конечно, в мужья он мне прочил какого-нибудь дипломата или холеного студента МГИМО, с коими мне пришлось «по статусу» довольно тесно пообщаться.

Сын актёра — известный рокер «Паштет»

Но при всей своей строгости отец уважал чужие чувства, а любовь — тем более. Он видел, как я трепетно отношусь к мужу, как нежно тот смотрит мне в глаза — и на разводе не настаивал. Привозил Саше из заграничных поездок то модную рубашку, то галстук, как и всем членам нашей большой семьи. Но когда мы развелись и мне очень хотелось отцовского сочувствия — ведь я осталась одна с двумя детьми! — он довольно сухо сказал: «Не ты первая, не ты последняя». (Не у Саши, а вообще — в такой ситуации.) Эти слова меня тогда сильно ранили, но с годами я поняла, что отец был прав и обидеть меня не хотел.

— Как ваша мама отнеслась к разводу с Филиппенко? Ведь они с Александром Георгиевичем очень хорошо ладили.

— Когда мы разводились, я не стала ее мучить своими переживаниями, потому что знала — для нее это большое потрясение. К тому же у нее было больное сердце. Зачем лишний раз тревожить? Мы просто некоторое время не общались, и все формальности я утрясала сама, без чьей бы то ни было помощи. Мама обожала Сашу! Они были прямо какие-то родственные души. Как-то мы пришли с ней в Театр имени Вахтангова на премьеру «Ричарда Третьего», где Саша играл роль лорда Бэкингема. Когда спектакль закончился, мама гордо сказала: «Ну что, все тут вахлаки, один наш — лорд!»

С Анной КОВАЛЬЧУК в сериале «Мастер и Маргарита»

— С нынешней супругой Александра — телережиссером Мариной Ишимбаевой -общаетесь?

— Как ни странно, да. Между нами нет личных обид. Когда встречаемся на Сашиных спектаклях, мило общаемся, смеемся. Да и дети наши очень дружат. Саша Маленькая — дочь Марины и Филиппенко — с удовольствием ходит на концерты нашего сына Пашки «Паштета» (Павел Филиппенко — лидер рок-группы «F.A.Q» — О.Е.). Они перезваниваются и советуются по работе. Ведь всех троих детей Саша привлекает к своим постановкам в качестве звукорежиссеров. Говорит, со «своими» работать проще и приятнее. Да и у нас с Сашей, несмотря ни на что, сохранились приятельские отношения. Я не жалею о том, что мы расстались. И всегда благодарю судьбу, что подарила мне десять лет счастья с потрясающим гениальным человеком, которым я по-прежнему восхищаюсь.

В фильме «Азирис Нуна»

Из первых уст

— Когда мне было пять или шесть лет, я гуляла во дворе с подружкой и ее бабушкой, — рассказывает младшая дочь Филиппенко — Александра. — Один из мальчишек во дворе стал меня толкать, отбирать игрушки и вообще всячески обижать. Мне не пришло в голову ничего лучшего, как сказать: «У меня папа — Кощей, он сейчас придет и откусит тебе голову!» Сначала мальчик не поверил, но когда папа пришел меня забирать….. двор затих, все дети разбежались и спрятались…. А тот юноша, по-моему, обходит меня стороной до сих пор! Кстати, мой племянник Егор тоже может пользоваться такой уловкой, ведь у него дедушка не только Кощей, но еще и Мумия из фильма «Азирис Нуна»!

В фильме «Трудно быть богом»

А еще был случай…

Мама Александра Филиппенко преподавала математику в Горно-металлургическом институте в Алма-Ате. Отец актера ведал секретной частью в этом учебном заведении. Студент геофизического отделения Леон Коваль вспоминает:

— Как-то на кафедру поступил студент М. Курсе на третьем он привез из своего городка на севере Казахстана молоденькую жену, которая устроилась работать машинисткой в канцелярии института. И Георгий Яковлевич Филиппенко влюбился в нее. Немолодой воин лет 50 отбивает жену у студента, рожает детей. И счастливо живет в новой семье до своей кончины. А тот студент после института работал в полевой экспедиции. Он так и не справился с крушением личной жизни и покончил с собой.

В сериале «Моя прекрасная няня»

СПРАВКА

* Александр ФИЛИППЕНКО родился 2 сентября 1944 года в Москве.

* Окончил МФТИ и заочное отделение Театрального училища им. Б.В.Щукина, народный артист России.

* Снимался в фильмах и сериалах «Бумбараш», «Доходное место», «Возвращение резидента», «Мой друг Иван Лапшин», «Убить дракона», «Мастер и Маргарита», «Бедная Настя», всего сыграл около 70 ролей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *