Двоеженство в России

В РПЦ ответили на идею о легализации многоженства в России

В Московском патриархате напомнили, что христианская цивилизация построена на моногамии и не приветствует идею многоженства, с которой ранее выступил столичный муфтий. Об этом РБК заявил зампредседателя отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.

«Для нас моногамия ассоциируется с уважением как роли мужчины, так и роли женщины и признанием их равного достоинства в браке, тех особых дарований, которые творцом вручены каждому из супругов», — сказал он.

При этом Кипшидзе отметил, что православная церковь согласна с представителями ислама и иудаизма в том, что связи вне брака «угрожают достоинству мужчины и женщины, разрушают семью и лишают обоих супругов счастья, которое им уготовано создателем». Представитель МПЦ предположил, что инициатива московского муфтия не является общей позицией всей мусульманской общины.

В то же время протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев не удивился предложению об узаконивании многоженства. «Это почти не новость. Мне представляется что здесь можно вспомнить опыт Российской империи, когда была многоукладность правовая. Когда калмыки жили по своему степному закону, а мусульмане по шариату», — пояснил он.

«Я спокойно к этому отношусь, это не «ужас-ужас». Пусть они решают эти вопросы. Я только однажды в жизни видел живого человека, у которого было две жены. Он подвозил меня из Киргизии в Казахстан и по дороге рассказывал, что очень важно, чтобы все было одинаково в домах, чтобы одна жена не ревновала к другой», — добавил православный священнослужитель.

ПОЧЕМУ ОДНОЙ МАЛО?

В культовой «Кавказской пленнице» Вицин, Никулин и Моргунов пели: «Если б я был султан, я б имел трех жен». Рамзан Кадыров не раз говорил в интервью, что четыре супруги — это нормально. А чеченский министр по национальной политике Джамбулат Умаров недавно заявил: «Не нужно лицемерить. Если есть надобность в том, чтобы рядом с вами была еще одна женщина помимо законной жены, делайте это честно и открыто».

Из такой песни слов не выкинешь.

Такое вообще возможно?! Многодетный отец устроил «православный гарем»

00:00 00:00

Впрочем, многоженство уже практикуют и за пределами Кавказа. Русский парень Иван Сухов завел три жены (читайте на сайте kp.ru). В их семье 13 детей. Правда, одна «православная Гюльчатай» (настоящее имя — Юлия) уже сбежала из такой семьи. Замена нашлась быстро — новую избранницу Сухов пока скрывает от журналистов.

Иван в «гаремном деле» не одинок. В интернете активна целая группа, проповедующая многоженство в России.

Правда ли, что нашим мужчинам мало одной супруги? И к чему приведет любовная катавасия?

«ХОЧУ СЕМЬЮ, КАК НА КАВКАЗЕ»

«КП»: — Как вы стали многоженцем? Трудно ли было найти вторую супругу? Как ее дома приняли?

Сухов: — Я с детства наблюдал, как живут семьи моих товарищей. Конфликты, недомолвки. Женщины занимали главную роль. А мужчине приходилось спрашивать разрешения, чтобы куда-то сходить с друзьями. Потом я попал на Кавказ. Там живут иначе: мужчина — главный в доме. Тогда и решил взять кавказскую модель семьи. С первой женой у нас было трое детей. Восемь лет назад к нам в семью пришла вторая супруга.

«КП»: — Новая избранница была сначала «тайной любовницей»?

Сухов: — Нет, она и не знала о моих намерениях. Поговорил с официальной женой. Сказал, что подыскал вторую супругу. Мы поругались. Угрожала разводом. Вернулись к теме через три дня: жена меня любит, оттого и приняла мой выбор. Но нужно было всех морально подготовить к совместной жизни. Я пришел к новой возлюбленной и честно сказал: «Будь моей женой!» Она стала отнекиваться: мол, у тебя есть дети. На это я ей сказал, что мы будем жить, как на Кавказе. Тут она согласилась. Так я стал многоженцем.

«КП»: — Вы ее перевезли к себе?

Сухов: — Не сразу. Мы жили на раздельных квартирах. Сначала я уходил к одной жене, потом к другой. Ну так мужчины живут с любовницами. Но все друг друга знали, дружили, общались.

Невеев: — На Кавказе официально запрещено многоженство. Что касается благополучия семей — в России с этим не очень хорошо. Две трети браков распадаются в первые три года. Дурная наследственность. Эта статистика тянется с советских времен. Многие молодые люди выросли в неполных семьях и не знают, как должны жить друг с другом мама и папа. Решает ли эту проблему многоженство? Нет. Оно не опирается ни на одну из русских традиций.

«ТРИ МАМЫ — УДАР ПО ПСИХИКЕ РЕБЕНКА»

«КП»: — Иван, а как вы детям объясняете, что у них несколько мам?

Сухов: — Ничего не объясняю. Они с рождения знают, кто у них мама. Вторую жену называют по имени. Они понимают — это папина жена и мама их братьев. Хотя мы живем все вместе. Малыши получают заботу, тепло и ласку от нескольких женщин.

«КП»: — Мы позвонили журналистке и адвокату Екатерине Гордон.

Гордон: — Я к многоженству, как юрист, отношусь негативно. При разводе на имущество может претендовать лишь официальная супруга. Остальным ничего не светит. Их могут выгнать на улицу. Де-факто многие наши мужчины живут на несколько семей. Они их дурно обеспечивают, делая несчастными и женщин, и детей. Весь лирический флер, о котором рассказывают многоженцы, это блуд и оправдания. И психологически это ребятишкам ничего хорошего не принесет. Они живут в ситуации, где много женщин, есть странные родственные связи.

Невеев: — Ребенок должен расти в той среде, в которой потом будет жить. Семья, в которой много детей от разных женщин, это шок для психики малыша. Я знаком с ситуацией в семье Ивана. У него настоящая секта. В ней лидер — Иван. Он выдумал байку, что многоженство традиционно для России. Сухов исковеркал Библию, оправдывая свою секту. Его дети не ходили в детсад. Соцслужбы из его дома не вылезают.

Если какой-то олигарх заведет несколько жен, он их хотя бы прокормить сможет. А тут дети в ужасном состоянии. Откуда средства на большую семью?

Сухов: — Я работаю гендиректором компании — ремонт бытовой техники.

Невеев: — Вы врете. У вас нет выписок со счета о доходах. Сухов нигде не работает. Иван проедает материнский капитал своих жен. А потом заставляет рожать их снова и снова. Тут психическая патология, которую нужно лечить.

«КП»: — Но как же содержать 13 детей и трех жен, не работая?

Сухов: — Много не надо. Главное, чтобы ребенок был одет и обут, было где спать. Не хочу, чтобы мой карман обсуждали.

Невеев: — У Ивана даже нет представления, как прокормить ребенка.

«КП»: — Так ваши жены работают?

Сухов: — Да, рожают детей, сидят дома полтора года и идут зарабатывать деньги. Потом опять рожают. А я слежу за детьми. Но в семье главный тоже я.

«ЭТО СЕКТА ДЛЯ НЕСЧАСТНЫХ ДЕВУШЕК»

«КП»: — Протоиерей Дмитрий Смирнов на связи: нормально ли православному человеку быть многоженцем?

Смирнов: — Христианину — неприемлемо. Это разрешено некоторым из диких племен и сектантам. В малом проценте это допускает ислам. Человек отличается от животных тем, что он моногамен. У многих людей в голове путаница: они не православные, но называют себя таковыми. Православие — это Новый Завет. По нему многоженство запрещено.

Сухов: — Я знаю много семей многоженцев. Из христиан — 4, из язычников — 20, из мусульман — около 250.

«КП»: — А этих христиан допускают до причастия (главное таинство православной церкви)?

Сухов: — Нет, это запрещено.

«КП»: — Иван, вы же хотите,чтобы было 50 детей. То есть вам понадобятся новые жены?

Сухов: — Да, в поисках мне помогают мои супруги. Есть сайты знакомств. Видят хорошую девушку, говорят, что нужно обратить на нее внимание. Мне пишут по 15 — 20 девушек. Я говорю честно, что мне нужна третья жена.

Невеев: — Иван, конечно, врет, что ему пишут дамы в таком количестве. Да, бывают состоятельные девушки, которые уходят в секты. Чаще всего за такую иллюзорную соломинку цепляются женщины, у которых все плохо в жизни — развод, больной ребенок. Их проще обмануть.

Сухов: — Когда я взял Юлю, свою третью жену, у нее уже было трое детей. И я их усыновил. Она прожила с нами 10 месяцев, забеременела от меня и сделала аборт. До этого у детей не было папы. Я поступил плохо?

Невеев: — Понятно, почему Юля попала под влияние Ивана. Она с тремя детьми оказалась в трудной ситуации. Ее бы мог взять нормальный мужчина, который работает. А ей достался шизоид. Слава богу, она нашла в себе силы послать вас куда подальше. Вырвалась из секты.

ЖИТЬ С ЛЮБОВНИЦЕЙ ЧЕСТНЕЕ?

«КП»: — Если у мужчины есть любовница и он ее содержит втайне от официальной семьи, дарит машины, шубы, снимает квартиру, это не многоженство? Может, Иван хотя бы поступает честно, забирая всех в свой гарем?

Невеев: — Если богатый человек мечется между двумя женщинами, он подлец по отношению к своей супруге. Это ненормально для нашей культуры. Если человек признается жене, что у него есть вторая семья, большинство русских девушек такого терпеть не будут и уйдут от него. Дети, которые потом вырастут и узнают, что папа бросил маму ради любовницы, вряд ли погладят такого человека по головке. Развод родителей, странные отношения — сильный удар по психике детей. Им в будущем трудно будет создать нормальную семью.

«КП»: — Нужно ли по закону разрешать многоженство в России?

Сухов: — Нет. Государство не должно лезть в семью. Этими делами должна заниматься церковь. Раньше разводов не было. Сейчас у нас полный матриархат. Даже после развода мужчина все отдает бывшей жене, платит алименты, а своих детей может и не видеть.

«КП»: — Вы предлагаете откатиться нам на 100 — 200 лет назад. Ваши вторые, третьи жены не защищены законом. Даже если вы их бросите, они ничего не смогут получить от вас: ни квартиры, ни машины.

Мария Арбатова.

ГОЛОС ИЗ БУДУАРА

«Все заканчивается криминалом и кандалами»

Каково женщинам жить в современном гареме? Есть ли у них права или лишь обязанности?

Об этом «КП» спросила писательницу Марию Арбатову.

— Ни одна религиозная община, в которой было многоженство, не избавлялась от дискриминации женщин, — сказала Арбатова. — Будь то мормоны, будь то секта Ошо — все это заканчивалось кандалами, криминалом и тюрьмами. Каково детям жить в семье многоженца — об этом в первую очередь нужно спросить опеку. Загнать в семью соцработника, детского психолога и решить, что и с кем делать. Права детей в такой семье, скорее всего, нарушаются атмосферой, которая не делает их готовыми к жизни в обществе. Они никогда не социализируются, никогда не построят своей семьи. Станут расходным материалом какого-нибудь многоженца. У нас никто не знает, как обстоят дела с многоженством в России.

Главное — понять, что считать семьей. У женщины может быть и официальный муж, и любовник, и мужчина, который ее содержит. Но это не вызывает ни у кого удовольствия. Наше общество слишком пуританское — люди просто скрывают такие связи. Многие жены знают о любовницах своих мужей, это подтверждают опросы. Но семья дело сложное. Как говорил кто-то из классиков: «Узы брака слишком тяжелы, чтобы нести их вдвоем». О таких семьях с многомужеством и многоженством я вам не расскажу. Но для консервативного ислама это не реальная потребность — скорее попытка навязать себя всей остальной стране. С этим нужно бороться.

Марат Алимов. Фото: youtube.com

КАВКАЗСКИЙ ОБЫЧАЙ

«Купил первой машину? Подари второй и третьей!»

Как на самом деле на Кавказе обстоят дела с многоженством? И как к гаремам относится ислам? «КП» расспросила члена президиума Духовного управления мусульман Москвы Марата Алимова.

— Мужчины очень хотели бы многоженства, но женщины против, — поделился Алимов. — В Коране Аллах говорит, что разрешено вам жениться на одной, двух, трех, четырех, если вы будете справедливы к ним. Но я, говорит Аллах, знаю, что вы будете к ним несправедливы, лучше вам одну супругу. У нас по закону многоженство запрещено. Но если мужчина купил первой жене дом, квартиру, машину, то второй он обязан купить то же самое. И не меньших размеров.

Женщин сейчас больше, чем мужчин. Любая девушка хотела бы выйти замуж. Да, появляется такое, что женщина соглашается быть второй или третьей супругой. В южных республиках этот вопрос легко решается. Если мужчина уважаемый и обеспеченный, то многоженство встречается, пусть это и запрещено законом. Первая супруга — официальная, а вторая нет, вот от этого и нарушается принцип справедливости, о котором говорил Аллах!

«Православный гарем»: как русский парень Иван живет в одной квартире сразу с несколькими женами

Иван Сухов создал под Владимиром экспериментальный «православный гарем», но сейчас он стал разваливаться.

Красноармеец Сухов из «Белого солнца пустыни» обещал «товарищам женщинам» из гарема Абдуллы каждой по отдельному супругу. А вот наш современник Иван Сухов готов оспорить утверждение своего знаменитого кинооднофамильца о том, что многоженство — пережиток проклятого прошлого. Свой персональный султанский сераль он организовал под Владимиром, в городке Александров. Здесь в ипотечной четырехкомнатной квартире и жил со всеми тремя своими женами и 13 детьми. В загсе, правда, как положено по закону, записана только одна официальная жена. Да и дети не все от Ивана, хоть и носят его фамилию. Но сам Сухов считает, что это все формальности. Мол, перед Богом и людьми — мы одно крепкое и дружное семейство (подробности).

«Сколько жен в самый раз – три или одна?» — плюсы и минусы современного многоженства

Наверное, мало какой из моментов исламской религиозной практики вызывает в наше время столько споров, возражений, непонимания и недоумения, как разрешение мужчине иметь до четырех жен единовременно. Многие мужчины – особенно те, кто плохо себе представляет всю сложность и ответственность этого вопроса – обычно выступают горячими защитниками этой практики. Женщины – наоборот, чаще бывают против многоженства.

Что говорит о многоженстве исламская религия, в чем плюсы и достоинства полигамии; только ли мусульмане являются многоженцами; каково отношение к этой практике в современном российском обществе – обо всем этом мы, с дозволения Аллаха, поговорим далее.

Далее хотелось бы кратко затронуть эту проблему – что говорится о многоженстве в религиозных источниках ислама, какой смысл оно имело, как выглядит современное многоженство.

Что говорит о многоженстве наша религия?

Для начала отметим, что иметь не одну жену дозволил мужчине Сам Всевышний Аллах. В Священном Коране говорится об этом:

«Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – на двух, (или) на трёх, (или) на четырёх» (4, 3).

Однако, многие забывают о продолжении аята:

«А если боитесь, что не будете справедливы (между несколькими жёнами), то ограничьтесь одной».

То есть, главным условием дозволенности многоженства является справедливое и равное отношение ко всем женам.

Под равным отношением к женам исламские ученые подразумевают равное обеспечение жильем (у каждой жены должно быть отдельное), питанием, одеждой, равное содержание детей (сколько бы их не родилось) и иными вещами по мере необходимости — лекарствами, допустим, во время болезни. Также мужчина обязан проводить с каждой женой равное количество времени – день у одной, день у другой. Если он делает подарки, то следует делать всем одинаковые – либо на одинаковую сумму денег. Каждой из жен следует уделять равное внимание – к примеру, если муж взял одну семью на прогулку в парк или сводил в кафе, то подобное внимание нужно оказать и другой семье.

В Коране также признается невозможность соблюдать справедливость в отношении чувств ко всем женам:

«Вы никогда не сможете быть справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь» (Св. Коран, 4:129).

То есть, во всем, что касается чувств, мужчина всегда будет пристрастен – какая-то жена будет более любимой, чем другие, но во всяком случае, он должен соблюдать равенство во всем, что касается материальной стороны вопроса.

В пророческом хадисе делается строгое предупреждение подобным мужчинам, которые не соблюдают права жен:

«У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!»

Желающие иметь несколько жен часто ссылаются на практику Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), у которого, действительно было 9 – или по некоторым источникам, — 11 жен. Однако, они забывают, что мужем многих жен он стал уже под конец жизни, а все свои молодые годы он провел, будучи мужем одной единственной женщины – своей жены Хадиджи (да будет доволен ей Аллах), которая была его намного старше. Так что, можно сказать, что наш Пророк (мир ему и благословение) являет собой образец не только справедливого отношения ко многим женам, но и верного и преданного мужа одной жены. Исламские источники сообщают, что он хранил память о первой жене Хадидже до конца жизни – его молодая жена Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказывала, что не ревновала мужа ни к одной из жен так, как к памяти покойной Хадиджи. Также, следует отметить, что почти все жены Пророка (мир ему и благословение) – кроме Аиши – были вдовами, а некоторые имели детей от предыдущих браков, так что брак с ними часто был актом милосердия, желанием поддержать женщину, которая осталась одна.

Таким образом, исламский шариат, хотя и признает дозволенность многоженства, но не считает его обязательным – поскольку это огромная ответственность для мужчины.

Многоженство в других культурах

Следует отметить, что, хотя многие люди считают мусульманскую религию единственной, где разрешается многоженство, однако полигамия практиковалась во многих местах Земли – она сохранилась у многих народов Африки, например. Славяне до принятия христианства также допускали многобрачие (согласно летописям, у князя Владимира, при котором Русь стала христианской – было семь или восемь жен разных национальностей, а также 800 наложниц). В средневековых Китае и Японии мужчина мог иметь только одну официальную жену, но сколько угодно наложниц – сожительство с которыми также оформлялось специальным контрактом.

О дозволенности практики многоженства говорится в предыдущих Писаниях христиан и иудеев – в Ветхом Завете Библии. В качестве первого многоженца, в Библии упоминается человек по имени Ламех – восьмой потомок Адама, отец пророка Ноя, мир ему: «Ламех взял себе двух жён». (книга Бытие, 4:19).

В Законе Моисея дается подробное указание мужчине, если у него больше одной жены: «Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой…» (книга Второзаконие, 21:15).

У пророка Моисея (Мусы, мир ему) было две жены. У царя и пророка Давида (Дауда, мир ему) было пять жен, но больше всего жен, согласно Библии, имел царь Соломон (пророк Сулейман, мир ему) – имевший 700 жен и 300 наложниц.

Согласно библейским преданиям, вторую жену мужчина чаще всего брал, если первая жена не могла иметь детей – так, к примеру, пророк Авраам (Ибрагим, мир ему), взял в жены Агарь (Хаджар), после того, как его первая жена Сара не смогла родить ему ребенка. Пророк Иаков (Якуб, мир ему), помимо двух жен – Лии и Рахили, также жил с двумя их служанками, на которых ему предложили жениться сами его жены, когда они по каким-то причинам переставали рожать.

Современное христианство отказалось от этой практики еще в античные времена, поскольку христианство начало распространяться у народов Римской империи, где такого обычая не было. Многие исследователи считают, что запрет на многоженство в христианстве сложился под влиянием римской морали – поскольку в Новом завете Библии не говорится ничего о запрете этой практики.

Полигамия сохранилась только в христианской секте мормонов – возникшей в Соединенных штатах в 30-40-е годы 19 века. У основателя этой секты Джозефа Смита было – по разным источникам – от 28 до 33 жен, а его преемник Бригам Янг вообще был «чемпионом» по количеству спутниц жизни – их у него насчитывалось около 55 человек! Следует сказать, что в наше время почти все мормоны запретили у себя полигамию, ее практикуют только отдельные общины.

Преимущества многоженства

Как и всякое действие, которое установлено Всевышним, полигамия имеет свои плюсы и достоинства:

Если в обществе складывается такая ситуация, что мужчин по каким-то причинам меньше, чем женщин, одинокие женщины и вдовы имеют шанс найти себе мужа и защитника, и создать полноценную семью. Подобная ситуация часто складывалась в древнее время, когда народы часто воевали между собой, так что мужчин в обществе всегда было меньше, чем женщин – и многие женщины оставались вдовами.

Многоженство помогает мужчине защитить себя от прелюбодеяния, незаконных связей – если он, по каким-то причинам, вынужден подолгу жить вне дома (у него сезонная работа, к примеру).

Многоженство способствует увеличению потомства и повышению рождаемости – хотя не во всех случаях.

В чем сложность практики полигамии?

В многих странах — в частности, в России и других республиках бывшего СССР, в странах Европы и Америки – многоженство официально не узаконено, так что вторая и следующие жены мужчины будут перед законом не женами, а лишь сожительницами. Они не имеют права на наследство мужа в случае его смерти и на обеспечение детей в случае развода. Таким образом, принцип равенства всех жен здесь нарушается изначально.

Практика полигамии требует от мужчины большой ответственности и тщательного соблюдения прав всех своих супруг. Чтобы обеспечить несколько семей, ему придется много работать – а значит, в семьях его будут видеть не часто, что помешает ему полноценно общаться с женами и участвовать в воспитании своих детей.

Для женщин такая практика тяжела тем, что большинство женщин склонны к ревности, так что мужчине придется все время находиться «между двух огней» — между двух (а то и более) женщин, которые будут ревниво следить за тем, сколько времени муж провел с другой женой и сколько уделил ей внимания.

И как пелось в известном фильме, «Три жены – красота, как ни посмотри, но с другой стороны, тещи тоже три» — с каждым новым браком мужчина получает новых родственников, с которыми тоже придется поддерживать отношения и оказывать им внимание.

С сожалением следует отметить, что многие современные мусульмане склонны злоупотреблять дозволенностью многоженства в религии, считая его чем-то вроде «узаконенного прелюбодеяния» — когда на вторую жену смотрят как на любовницу, временную подругу для развлечения, с которой можно в любой момент расстаться, когда она надоест и станет в тягость.

Второй (и последующие браки) часто заключаются в тайне от первой жены и ее родных – либо наоборот, мужчины скрывают от второй жены тот факт, что у него уже есть первая семья, а тайный брак есть весьма нежелательное дело с точки зрения религии. Были ученые, которые вообще считали, что никях, заключенный втайне, недействительным, ведь в хадисе сказано: «Оглашайте брак» (Ахмад, Ибн Хиббан). И в любом случае, тайное когда-то станет явным, что принесет человеку множество проблем – вплоть до разрушения семьи. А какой смысл заключать второй брак, если при этом ставишь под удар первый?

Многоженство в современной России

Как мы написали выше, официально практика полигамия в Российской Федерации не узаконена, но этот вопрос периодически выносится на обсуждение общества. В частности, такой одиозный российский политик, как Владимир Жириновский, несколько раз высказывался в пользу официального признания многоженства:

«У нас 30% детей рождается вне брака. Если мужчина получит право регистрировать брак со второй женщиной, которая родила, без расторжения брака с первой, которую он уважает и не хочет разрушать семью, то мы возложим на него ответственность и за вторую семью», — заявлял лидер ЛДПР еще в 2010 году, — «Мужчина, может быть, уже с первой семьей и не проживает, но регистрировать второй брак ему запрещают. У нас регистрация брака возможна, только если расторгнуть предыдущий, но в мусульманских регионах у нас есть такая вот «серая схема» многоженства. Надо легализовать эти отношения».

Последний раз возможность узаконить многоженство в российском обществе обсуждали в 2015 году, когда в Чечне произошла громкая свадьба, где узами брака сочетались 17-летняя девушка Хеда (Луиза) Гойлабиева и человек почти втрое ее старше, начальник Ножай-Юртовского РОВД Нажуд Гучигов. По слухам – которые, вроде бы, до сих пор не подтверждены, у жениха уже была к тому моменту первая семья.

Общественная дискуссия о дозволенности многоженства тогда вновь разгорелась в мусульманских регионах России – прежде всего, на Северном Кавказе. Лидер Чечни Рамзан Кадыров высказался в пользу официального признания этой практики – по его мнению, это честнее, чем нежели широко практикуемые в «неисламских» регионах свободные отношения (например, когда женатый мужчина заводит себе любовницу, а то и нескольких). По его словам, полигамия вполне соответствует традициям чеченского народа.

В пользу многоженства в разное время высказывались также многие религиозные лидеры, среди которых муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, муфтии Северной Осетии Хаджимурат Гацалов (нынешний) и Али Евтеев (бывший). В январе 2016 года муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов также высказался в пользу признания полигамии – правда, он предложил ограничиться введением официального многоженства только для народов Кавказа, традиционно исповедующих ислам.

Другой муфтий – Исмаил Бердиев, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), тогда, наоборот, заявил журналистам: «Мусульмане в России живут по законам государства, а законы запрещают иметь нескольких жен. Поэтому я — категорически против многоженства».

Дискуссия о многоженстве в том же 2015 году перекинулась на другой мусульманский регион — в Татарстан, где общество также разделилось в оценке этой практики. Президент Татарстана Рустам Минниханов высказался против многоженства, когда журналисты попросили его высказать своё мнение: «Я согласен с моей женой, она очень негативно к этому относится. Для ребёнка жена — это мама. Наверное, для каждого из нас будет сложно, если будет по-другому. Надо исходить из этого. Я не поддерживаю многожёнство».

Религиозные лидеры Татарстана сказали о дозволенности такой практики с точки зрения религии, но предупредили об ответственности, которую налагает полигамия, также добавив о недопустимости тайных браков и лжи в этом вопросе.

Историки напомнили о том, что практика многоженства для татар всегда была редкостью. Историк и археолог Карл Фукс, профессор Казанского университета, который много занимался этнографией татар, в своей книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» (1844 год) пишет, что среди 6500 казанских татар только 55 человек имели 2 жены, 6 человек – по 3 жены и лишь два человека 4 жены. То есть, на 6500 женатых человек приходилось только 63 многоженца (что составляет всего около 1%!). Вторые (и последующие) браки заключали только очень обеспеченные люди – но и то, как можно судить по статистике, родители редко соглашались отдать свою дочь в такой брак.

Как выглядит многоженство на практике – несколько историй из жизни

Несмотря на то, что общество очень по-разному относится к подобной практике, а государство не признает ее законность «де-юре», эта практика существует в российском обществе «де-факто», в частности, среди мусульман, где есть возможность заключить такой брак по религиозным законам. Но поскольку – как мы сказали выше, полигамия налагает на мужчину большую ответственность и заставляет ревновать его супруг, выглядит она далеко не безоблачно. Вот несколько историй, которые рассказали автору статьи сами их участники (имена, разумеется, были изменены по их просьбе).

История первая.

Семья башкирки Нурии уже давно живет в Москве. Она и ее сестра рано лишились родителей. Семья была светской, религию никто из них не соблюдал и вообще мало что о ней знал. Примерно семь лет назад Нурия познакомилась с узбеком Сардором, молодые люди понравились друг другу и заключили брак. Дело, однако, осложнилось тем, что Сардор был приезжим гастарбайтером, заработок у него был небольшой, поэтому обеспечить свою семью отдельным жильем он не смог. Нурия осталась жить в одной квартире с сестрой (которая также через некоторое время вышла замуж), а муж ее время от времени навещал и давал деньги на жизнь.

Через год у них родился сын, а еще через несколько лет и Нурия, и Сардор вернулись к соблюдению религии предков – Нурия стала совершать намаз, надела хиджаб. Все бы хорошо, но этот последний факт очень осложнил ее отношения с сестрой, которая к религии была равнодушна, и «фанатизм» сестры ее напугал. Нурия, однако, входила в сложное материальное положение мужа и не донимала его просьбами об отдельном жилье.

Каково же было ее удивление, когда еще через несколько лет брака муж неожиданно заявил ей, что собирается жениться второй раз у себя на родине. Родители, мол, настаивают на том, чтобы он непременно женился на девушке своей национальности, которую ему уже присмотрели. Еще более обидел Нурию тот факт, что муж вскоре после женитьбы вернулся в Москву с молодой женой, для которой тут же снял отдельное жилье – в то время как она продолжала жить в одной квартире со своей сестрой! Тем более, что жизнь двух семей в маленькой двухкомнатной квартире с каждым годом становилась все сложнее. Тем не менее, Нурия постепенно смирилась с существующим положением одной из двух жен в полигамном браке, поскольку любила мужа, тем более, он старается по мере сил обеспечить обе семьи в материальном отношении.

История вторая

Ольга родилась и выросла в маленьком провинциальном городке в Краснодарском крае. Родные ее считали себя формально православными, хотя в церковь никто регулярно не ходил, ограничиваясь соблюдением больших праздников – Рождества и Пасхи. Саму Ольгу такое формальное отношение к религии не устраивало, чем старше она становилась, тем больше ей хотелось узнать о Боге и о религии.

После школы, окончив курсы секретарей, она устроилась на работу в частную фирму, хозяином которой был дагестанец Мурад. Сам хозяин и почти все остальные сотрудники оказались соблюдающими мусульманами. Увидев интерес Ольги к религии, Мурад начал рассказывать ей об исламе, давал читать соответствующую литературу, и примерно через год Ольга приняла ислам. Но участие начальника в судьбе молоденькой девушки было не только чисто духовным, оказалось, что тут был и мужской интерес – через некоторое время Мурад предложил ей выйти за него замуж. Сложность заключалась в том, что, как честно признался мужчина, у него на родине в Дагестане уже есть первая жена и дети. Этот факт несколько напугал девушку, но поскольку после принятия ислама ее отношения с родителями резко ухудшились, тем более, что жених обещал ей, что обеспечит ее отдельным жильем, и она ни в чем не будет нуждаться, Ольга решилась выйти замуж за Мурада.

Через несколько месяцев после свадьбы Мурад увез молодую жену в Махачкалу, где обнаружилось несколько малоприятных фактов, о которых мужчина до свадьбы умолчал. Оказывается, что у него на родине была не одна жена – о чем он говорил Ольге, а целых две! Все бы ничего, но если первая («старшая») жена Патимат приняла Ольгу спокойно – у них с мужем многолетний брак и общие дети, так что в прочности своего положения она не сомневалась; то вторая жена – Асият – была весьма недовольна появлением новой соперницы. Причину такого отношения Ольга скоро поняла – ее муж считал, что ему вполне хватает троих детей от первого брака с Патимат, так что другим женам детей рожать он запретил – Ольге тоже вскоре муж велел предохраняться от нежелательных беременностей. Такое поведение мужа Асият справедливо расценила как непостоянство, шаткость своего положения – раз он не хочет иметь общих детей, значит, смотрит на их брак, как на временный. Ольга, конечно, не была в восторге от всей новой информации, что на нее обрушилась, но деваться уже было некуда. С работы она ушла после свадьбы, а вернуться к родителям было невозможно – ее отец, когда оказалось, что дочка не только «предала веру предков», но еще и вышла замуж за нерусского, устроил ей скандал и чуть ли не проклял ее.

Мурад сдержал свое обещание и снял Ольге отдельную квартиру, но в том же доме, где жила Асият, более того, квартира третьей жены оказалась прямо под квартирой второй жены, которая, как мы сказали, очень негативно восприняла соперницу. Так что у Асият было много возможностей показать свое недовольство, чем она немедленно воспользовалась – специально шумела и роняла на пол вещи, всячески нарушая покой Ольги.

Хорошо, что такое положение продлилось не очень долго – через пару лет Мурад перевез свою третью жену в Москву, где он планировал расширение своего бизнеса. Здесь уже Ольга смогла жить более-менее спокойно – муж снял ей хорошую комнату в большой квартире, где жила еще одна мусульманская семья, и, поскольку за время жизни в Махачкале, она окончила медресе, Ольга устроилась работать на курсы основ ислама при московской мечети. Еще через пару лет мужу пришлось изменить свое отношение к наличию детей от второй и третьей жены. Асият имела родных, которые работали в Духовном управлении Дагестана, так что местные имамы призвали Мурада к порядку за то, что он так несправедливо относится к своим женам, без всякой причины не разрешая им иметь детей. Асият вскоре забеременела и родила дочку. Еще через год дочку родила и сама Ольга.

Как она сама говорит, положение третьей жены имеет много преимуществ. Муж навещает ее несколько раз в месяц – остальное время он проводит, занимаясь делами своего бизнеса в Дагестане, навещая при этом других своих жен. Она материально обеспечена, у нее есть ребенок и интересное занятие – она не бросила преподавать в медресе даже после рождения ребенка. Родители постепенно смирились с ее выбором, тем более, что Мурад при встречах оказывает им всяческое уважение. Редкие визиты мужа являются скорее плюсом, чем минусом – характер у него непростой, и он очень требователен в быту, так что ей было бы очень сложно угодить ему, если бы они жили все время бок о бок.

История третья

История третьей героини во многом похожа на вторую. Татьяна происходила из смешанной, русско-татарской семьи, но до определенного периода к религии была равнодушна. Ее отец рано умер, и воспитывала ее русская мама, так что об исламе она не знала практически ничего. После окончания института она приехала в Москву и устроилась работать на фирму, где ее начальником также был мусульманин, дагестанец Магомед. Новая сотрудница сразу ему понравилась, его симпатия к Татьяне еще более увеличилась, когда оказалось, что она сильно заинтересовалась исламом, в чем Магомед ее всячески поддерживал. Через некоторое время Татьяна приняла ислам, и Магомед дал понять, что хочет на ней жениться. Он не стал скрывать, что у него уже есть первая жена и двое детей от нее. Поскольку Татьяна уже была сильно влюблена в будущего мужа, то она согласилась на все условия. Почти сразу после свадьбы она забеременела и родила дочку. Мама Татьяны спокойно приняла тот факт, что дочка приняла ислам – муж у нее тоже ведь был мусульманином, хотя и не соблюдающим. Тем более, она видела, как муж любит ее дочку – снял ей хорошую квартиру, любит ребенка и всем обеспечивает.

Но через некоторое время в семейной жизни Магомеда возникли большие неприятности. Первая жена – которую, как оказалось, он не поставил в известность о новом браке – узнала, что муж женился во второй раз. В национальных землячествах большого города обычно все друг друга знают, и что-то скрыть очень сложно, тем более, такую важную вещь, как женитьба. Кто-то рассказал первой жене о второй свадьбе ее мужа. Этот момент так оскорбил ее, что она устроила мужу скандал, потребовала развода и, забрав детей, вернулась на родину. Татьяна в общем-то не была сильно расстроена произошедшим, ведь теперь она осталась единственной женой – но она сочувствует мужу, который не только потерял первую жену, но и лишился возможности видеть детей, с которыми не разрешает ему встречаться обиженная на него первая жена.

***

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Исламская религия дозволяет мужчине иметь больше одной жены, но при строгом соблюдении полного равенства между женами. Не поощряются и тайные браки – когда одна жена не знает о существовании другой. В современном российском обществе отношение к полигамии крайне неоднозначное, кто-то выступает его горячим сторонником, кто-то – таким же резким противником. Какую форму брака выбирать – моногамную или полигамную – должна решать каждая мусульманская семья в отдельности, главное, чтобы все было честно, открыто и по справедливости.

Кобулова Анна (Муслима)

Жириновский знает, как поднять рождаемость: покупать детей и разрешить многоженство//

Многоженство в России: любовница, или жена без ЗАГСа// Подробнее см. https://svpressa.ru/society/article/171475/

Там же.

Многоженство в России: миф или реальность?

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Не только на Кавказе, но и в европейской части России распространяется многоженство в мусульманской среде

Руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов высказался за легализацию многоженства в российском законодательстве.

Поводом для дискуссии стала прошедшая на прошлой неделе свадьба 47-летнего полицейского Нажуда Гучигова и 17-летней Луизы-Хеды Гойлабиевой.

По данным СМИ, у Гучигова, предположительно, уже была жена, с которой он не прекращал отношений.

Предложение Даудова породило дискуссию не только в среде депутатов Госдумы и религиозных деятелей, но и стало самой обсуждаемой темой в соцсетях.

В настоящее время российское законодательство не предусматривает возможности заключения более одного брака.

Проведенный в 2006 году опрос показал, что две трети россиян восприняли бы легализацию многоженства отрицательно. В 2015 «за» высказались 22% респондентов.

Между тем в некоторых странах многоженство не противоречит закону: у нынешнего президента ЮАР, например, восемь жен, а рекордсменом стал экс-король Свазиленда — у него было 70 жен.

В законе

Магомед Даудов в интервью изданию «Газета.Ru» заявил: «Я депутатом теперь не сижу, но хорошо бы, если бы многоженство легализовали. Но только чтобы по шариату все было: если мужчина может содержать еще одну жену, то почему нет? Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать».

Пользователи интернета отреагировали с иронией:

Правообладатель иллюстрации BBC World Service

Это не первый случай, когда в России выступают за многоженство. Попытки легализовать полигамию предпринимались в разных регионах страны.

Еще в 2006 году глава Чечни Рамзан Кадыров выступил за официальное разрешение многоженства в республике. Высказывался за это и лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

С такой же инициативой выступал в Башкирии депутат госсобрания Эдвард Мурзин. «У нас нормальных мужиков-то мало, на всех дам не хватает. Оттого и рождаемость низкая — без мужа мало кто отважится ребенка растить», — говорил депутат.

А в начале 2000-х президент Ингушетии Руслан Аушев широким жестом разрешил многоженство в республике, несмотря на содержащийся в федеральном законодательстве запрет. Вскоре ингушских мужчин снова лишили возможности заводить несколько жен.

В блогосфере раскритиковали последние попытки вернуться к разговору о легализации многоженства. Обсуждалось даже, что Госдума может рассмотреть законопроект, вводящий уголовную ответственность за это нарушение законодательства. Но слухи опровергла глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service

«Это нелепо, потому что причина не в не в отсутствии уголовного закона, а в том, что мужчин не хватает, возможно, таких, с которыми женщины хотели бы создавать семью и иметь детей», — сказала Мизулина, добавив, что по одной ситуации законы не принимают.

В религии

Коран разрешает мужчинам иметь несколько жен, если человек готов нести за них ответственность.

По заявлению первого заместителя председателя Духовного управления мусульман России Дамира-хазрат Мухетдинова, в последнее время многоженство в мусульманской среде становится распространенным явлением, причем не только на Кавказе, но и в европейской части России.

Представитель Русской православной церкви Всеволод Чаплин считает, что как легализация многоженства, так и введение за него уголовного наказания направлены на разрушение традиционной семьи.

«Конечно, в нашей традиции, чтобы была одна жена, и в горе, и в радости вместе. Но еще в Российской империи разные народы жили по-своему, и допускалось наличие разных правил», — пояснил Чаплин.

В соцсетях в ответ предлагают узаконить заодно и полиандрию (или многомужие):

Правообладатель иллюстрации BBC World Service

Известные многоженцы

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption ЮАР: мужчина со своими шестью женами признается, что любит их всех

Многоженство разрешено далеко не во всех мусульманских странах. Оно запрещено законом в Турции, Тунисе и Алжире.

Для повторного вступления в брак в Иране нужно согласие первой жены. В Ираке, Марокко, Пакистане и Сирии для этого нужно получить разрешение властей.

В США многоженство запрещено с 1882 года, во Франции – с 1993, но государство делает исключение для мигрантов.

Среди известных многоженцев – президент ЮАР Джейкоб Зума: у него восемь жен (пять – официальные). А у короля Свазиленда Собхуза II было, по разным оценкам, до 70 жен, которые родили ему 67 сыновей.

Один из них, Мсвати III, следующий король Свазиленда, ввел в стране запрет на секс с несовершеннолетними из-за эскалации кризиса СПИДа. Всего через неделю после этого король сделал своей восьмой женой несовершеннолетнюю девушку и оштрафовал себя на одну корову.

Последние исследования, которые провел арабский ученый Амин Даухал, показывают, что у мужчин, состоящих в полигамных браках, риск сужения коронарных сосудов в четыре раза выше, чем у тех, кто имеет одну жену.

Многоженство в России узаконят?

В 14-й статье действующего Семейного кодекса России четко обозначено, что в брак могут вступить только лица, не состоящие в браке на момент подачи заявления в ЗАГС. Получается, что на вопрос: «Разрешено ли в России многоженство сегодня?» — ответ отрицательный.

Но во многих мусульманских странах полигамные семейные отношения считаются нормой. Число мусульман в России достаточно велико по официальным данным их около 20 млн.

И вот сегодня глава Духовного управления мусульман РФ шейх Равиль Гайнутдин заявил, что считает целесообразным легализацию многоженства в мусульманских регионах страны. Многоженство, по его словам, гораздо лучше, чем «иметь 40 любовниц и не нести никакой ответственности» перед ними и внебрачными детьми.

Муфтий призвал принять во внимание и тот факт, что число женщин в России превышает количество мужчин – по данным Росстата, на 10 миллионов. К тому же в России немало ситуаций, когда «женщины остаются вдовами или разведены». Кроме того, многожёнство уже есть в ряде регионов, например, в Татарстане, Чечне, Дагестане, подчеркнул он.

«Легализация многоженства стала бы гарантом соблюдения прав женщин. В социальном плане такие женщины на сегодняшний день совершенно не защищены. Несмотря на то что законы шариата являются основой жизни мусульман, гражданско-правовые отношения в нашей стране регулируются на основе российского законодательства. Поэтому важно создать механизм защиты на законодательном уровне, чтобы женщины могли быть вторыми полноценными супругами, это поможет разрешить многие социальные проблемы. Вдобавок было бы намного меньше той греховности и блуда, которые сейчас так стремительно распространяются», — отмечает Ильдар Аляутдинов.

Да стоит признать завести вторую жену гораздо лучше чем если б эта женщина была любовницей,но все таки эта идея кажется мне довольно сомнительной. По крайне мере русскому человеку это будет весьма дико. А особенно женщинам. Ведь если прислушаются к предложению муфтия и узаконят такие отношения не только на религиозном, но и официальном уровне то думаю найдутся и русские мужчины, которые были б не прочь жить с двумя женщинами, но согласятся ли на это сами женщины? Делить свою любовь с другой и воспитывать общих детей? Мне кажется эта идея сомнительной..

А что вы думаете по этому поводу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *