Дети и подростки

Подростковый период – переход на новый уровень из детства во взрослое состояние. Для мальчиков и девочек в возрасте (12-14 лет) и ранней юности (15-17 лет) – это еще и переходный период: у девочек начинается первая менструация, у мальчиков появляется волосяной покров на лице и теле, первые поллюции. В процессе полового созревания, происходит изменение внешности, функций желез внутренней секреции, ускорение физического развития, гормональные изменения организма. Появляются раздражительность, грубость, обидчивость. Меняется настроение, поведение.

В этом трудном возрасте у подростка возникают конфликты в общении с родителями, учителями, сверстниками. Подростковый период — не самый приятный отрезок жизни для самих детей и их родителей.

Переходный период – развитие личности

В период созревания начинают проявляться различия противоположных полов. В этом возрасте дети испытывают интерес друг к другу, пытаются найти контакт. Но потерпев неудачу в оказании внимания, молодые люди обрастают внутренними и внешними комплексами, которые мешают им жить. Начинают присматриваться к чужому опыту.

Внутренние комплексы порождают неуверенность в себе, внешние – проявляются в агрессии и грубости в отношении другого пола. В одном человеке может проявляться оба вида комплекса. В зрелости бурная физиология влияет на разум и чувства. Небольшая симпатия принимается за любовь, а неудача за большое несчастье.

В подростковый период происходит развитие личности, переоценка своего «Я». Развитие мышления, взаимодействие друг с другом зависит от личных качеств юношей и девушек.

Большую роль играют характер, интеллект, темперамент, уровень активности, эмоциональности, агрессивности. У молодых людей появляются цели, которые важны для развития личности и осознания себя, как взрослого. Они интересуются учебой, спортом, искусством.

Необходимость общения

Подросток-ребенок стремится к общению, в этом возрасте он находит себя в друзьях. Много свободного времени проводит на улице, в группе сверстников-единомышленников, где есть лидер. Подросток старается чем-либо выделиться, обратить на себя внимание, заслужить уважение товарищей. Стремится быть похожим на кого-то старше себя, чувствует облегчение, когда узнает, что кому-то нравится та же книга, музыка, фильм.

Часто в группе придерживаются определенного стиля в одежде, прическе, манере общения. Меняются взгляды на жизнь, появляются волнующие вопросы, к родителям с ними не пойдешь. Поэтому дети ищут друзей, с которыми можно говорить обо всем. Родительский авторитет снижается, общение со сверстниками становится куда важнее. Здесь они получают недостающие знания о жизни.

Именно эти группы, оказывают влияние на личность ребенка. Хорошо когда в группе хорошие, дружеские отношения, что способствует развитию подростка. А если плохая компания, где подростки увлекаются спиртным, сигаретами, нецензурной бранью, она становится главным источником проблем воспитания, создает сложности с обучением.

В психологии подросткового возраста присутствует повышенная критика к собственным недостаткам, поиск способов их устранения. Изменения в психике и в физиологии, сказываются на его поведении, которое часто непредсказуемо. Желание достичь цели может смениться необдуманным решением, а самоуверенность – заниженной самооценкой. У ребенка появляется своя позиция, собственные взгляды, вкусы, оценки поведения. Стремится к самостоятельности, отвергая помощь и контроль.

Плюсы подросткового периода

  • Самостоятельность.
  • Стремление к независимости от родителей.
  • Осознание своей личности.
  • Ответственность личная, в коллективе.
  • Формирование сознания.
  • Проявление интереса к сферам жизни (политической, социальной)
  • Приобретение навыков общения (контакты с товарищами)
  • Формирование самооценки (способность оценить себя, достоинства и недостатки)
  • Беззаботная жизнь (мало обязанностей в семье, только учеба)
  • За ошибки не несут ответственности (на помощь приходят родители)
  • Добиваются успехов, но признают только личный вклад, свое «Я»
  • Много свободного времени (есть возможность совершенствоваться)

Минусы подросткового периода

  • Недовольство своей внешностью, фигурой (появляются высыпания на коже, у мальчиков изменяются пропорции тела — увеличиваются плечи), у девочек — лишний вес.
  • Желание быть похожим на лидера в группе (при общении со сверстниками)
  • Избегают общения с родителями (из-за непонимания выбора друзей, стиля одежды, музыки, сленга)
  • Неустойчивая психика (смена настроения, раздражение, буря эмоций, грубость)
  • Пониженный интерес к учебному процессу.
  • Желание принять на себя обязанности взрослых, но не выполняют их.

Как родителям помочь подростку?

Дети часто вступают в конфликт с родителями и взрослыми, хотя явных причин для ссоры нет. Необдуманные поступки, перепады настроения обусловлены гормональными перепадами.

Ребенок по ряду причин не согласен с родителями, которые ему предъявляют завышенные требования, чрезмерную строгость, ограничения. Не видят в подростке взрослеющего человека, со своими взглядами, чувствами, мыслями.

Напряженные отношения заставляют его уединяться, либо в своей комнате, либо с друзьями вне дома. Родителям следует поддержать подростка в трудные моменты, проявлять терпение, внимание, интересоваться его успехами и неудачами. Сбросить отрицательные эмоции помогут спортивные занятия: плавание, танцы, катание на роликах, сноуборде.

Если же атмосфера в семье накаляется, и ребенку все не интересно, необходимо обратиться к психологу. Задача взрослых, родителей, педагогов, помочь подростку пройти этот трудный жизненный этап, преодолеть препятствия, стать достойным человеком.

Взросление детей

24 Май 2016 admin74 Просмотров: 2635

Мы так привыкаем к тому, что наши милые крошки нуждаются в нашей помощи и поддержке, что их потребность в самостоятельности воспринимаем как личное оскорбление. Нам кажется, что ребенок внезапно становится неуживчивым, взрывным и неблагодарным. Обидные слова в его адрес так и просятся с языка. А дело совсем не в том, что нас меньше любят или не ценят – так происходит взросление детей, процесс сложный и неизбежный.

Как происходит взросление детей?

На самом деле, ученые в 50-е годы прошлого века смогли доказать, что таинственный феномен взросления человека очень напоминает процессы, происходящие в живой природе.

Согласно их исследованиям, все живое, изменяясь во времени и пространстве, проходит две стадии: дифференциации и интеграции. То есть, сначала живые существа должны разъединиться (дифференцироваться), обрести самостоятельность, а затем приобретать сходство, интегрироваться. Это справедливо как для одноклеточных организмов, так и для высших существ, к которым относится и человек.

Таким образом, процесс взросления ребенка заключается в следующем:

  • в формировании умения ладить с самим собой
  • приобретении способности к анализу пережитого опыта
  • преодолении внутренних противоречий
  • умении оценивать собственные мысли и ощущения

Вот почему дети так рано стараются дистанцироваться от мнения взрослых, спорят, делают что-то «назло», противоречат. Им нужно как можно скорее «отделиться» от других, чтобы почувствовать собственную личность. Происходит это неосознанно, поэтому ни о каком коварном умысле речи не идет. Зато на этом «фундаменте» потом произойдет интеграция: взрослеющий человек через собственные переживания станет понимать чувства других людей.

Подрастая, ребенок учится отделять свое «я» от переживаемых ощущений и эмоций. То есть, в идеале, в этот период, дети начинают понимать, что эмоции сначала зарождаются внутри, осознаются, а потом транслируются. Если этот этап по какой-то причине «пробуксовывает», малыш может вырасти инфантильным, эгоистичным, капризным, взрывным человеком с трудным характером.

Есть термин, распространенный в среде психологов, – «психически не созревший мужчина (женщина)». Так говорят о людях, которые не умеют сдерживать себя в гневе, прощать и строить длительные отношения, предполагающие внимание к чувствам партнера и т.д. Они могут быть безответственными и вести себя, как дети. Только это не та детскость, которая иногда умиляет в простодушных людях, сумевших сохранить чистоту мироощущения, а инфантилизм, основанный на равнодушии и жестокости.

Раннее взросление детей – благо или наказание?

Тринадцатилетняя мама, шестнадцатилетний подросток, влюбившийся в зрелую женщину… Некоторые скажут: «Проблема раннего взросления детей. Акселераты!» В чем-то они правы. Взросление не происходит по команде. Если ребенка опекают сверх меры, он до пенсии может просидеть у мамы на шее, беззастенчиво прося у нее деньги на сигареты и пиво, как раньше просил на мороженое и лимонад.

Быстрее всего взрослеют дети, которым уделяется мало внимания или те, кто волею судьбы попал в экстремальную ситуацию. Вспомните, как за несколько месяцев мальчики, ушедшие на войну, становились зрелыми мужчинами, которые чувствовали за спиной страну, нуждающуюся в защите. Или как не по-детски мудро рассуждают старшие дети в неблагополучных семьях, когда на их руках остаются младшие сестренки и братишки, оставленные непутевыми мамашами и отцами.

Всему свой срок, и наилучший вариант, когда дети видят с ранних лет положительный пример родителей. Доказано множеством экспериментов, что именно их жизнь, способность воспринимать правильно те или иные обстоятельства, реакция на происходящие события – первая и самая продуктивная «школа», направляющая взросление детей в правильное русло.

Родители – первые люди, с которыми ребенок учится договариваться, кто дает оценку его поступкам, подсказывает, как решить ту или иную ситуацию. В такой обстановке взросление проходит гармонично и соответствует возрасту детей.

Метки: взросление, Взросление детей, взрослеть, взрывной, внимание, воспринимать, доказать, живой, происходить, процесс, развитие детей, ранний, ребенок, собственный

Особенности взросления современных подростков

Переходный возраст иногда называют периодом открытия «Я», когда подросток начинает задумываться над вопросами «Чего хочу и что могу?», т. е. стремительное развитие самопопознания. В самопознании выделяются следующие компоненты: имя человека, притязание на социальное признание, социальное пространство личности (ее права и обязанности), половая идентификация.

Нарушение развития одного или нескольких структурных звеньев самопознание могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении, а иногда и суицидным попыткам.

Рассмотрим специфику каждого из структурных звеньев в отдельности.

1. Отношение к имени — это важнейший показатель воспитания человеком самого себя в целом. Человек, принимающий имя, носящий его с гордостью, как правило, позитивно относится к себе, обладает достаточно устойчивой самооценкой. Подростковый возраст- это время резких изменений, как в физическом, так и в эмоциональным состоянии, что находит своё отражение и в отношении подростка к его имени. Если подросток недоволен именем, то это может свидетельствовать о некотором снижении самооценки.

2. Притязание на социальное признание — главными факторами этого структурного звена является признание внешних данных и самого факта взросления.

Именно телесное самовоспитание начинает выступать как одно из оснований самооценки подростков. Удовлетворение или недовольство своей внешностью подростки переносит на отношение к себе в целом. С особой остротой встаёт эта проблема у детей, имеющих реальные внешние дефекты. Многих родителей удивляет, что ребенок, практически не замечавший их ранее, вдруг начинает глубоко переживать по этому поводу. Однако почти все подростки в начальный период взросления испытывают некоторое недовольство своей внешностью. Подростки начинают сравнивать себя со сверстниками, обращая внимание на пропорции тела, состояние кожи, половые признаки. Самоуважение в этот период резко снижается. Нужно иметь в виду, что иногда недовольство своей внешностью у подростков имеет реальную основу. В частности, у подростков часто появляются прыщи, что связано с физиологической перестройкой. Неприятие своего тела становится причиной трудностей в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Притязание на телесное признание значимо для подростков, поскольку тесно связано с признанием собственной сексуальной привлекательности. Подросток глубоко страдает не только в случае объективной сексуальной непривлекательности, но и при неполучении ее признания от ближайшего окружения. В этом случае он может пытаться доказать окружающим (и прежде всего самому себе), что он достоин признания, либо через фантазирование, преувеличение собственной раскованности, и даже доступности, либо уходит в собственные переживания.

Следующий параметр признания — факт собственного взросления. Почему подросткам необходимо так яростно отстаивать свою взрослость? Именно потому, что чувство взрослости только начало появляться и в этот период и еще слишком слабо.

Отстаивание своей взрослости на самом деле упирается в проблему неустойчивости самоотношения подростков. Одним из механизмов для укрепления самоотношения является отстаивание своей взрослой позиции.

3. Социальное пространство личности (специфика обязанностей). В отличие от младших классов, для которых значимым было строгое выполнение обязанностей, во многом служившим основанием положительной самооценки, подростки ориентированны на активное отстаивание своих прав и пренебрежение обязанностями. Возникает одна из основных проблем — это отсутствие желаемой подростками свободы. Вокруг этого часто возникает много конфликтов. Есть несколько причин такого явления:

Первая причина — это деформация развития осознания своих прав и обязанностей в более ранних возрастах. Младшие школьники знают намного больше обязанностей, чем прав. Более того, они считают эту ситуацию нормальной.

Вторая причина — одностороннее понимание процесса взросления. К увеличению числа обязанностей, подростки требуют предоставления им новых прав. Многие родители все больше требуют от взрослеющего подростка, делают акцент на обязанностях, стараясь сохранить права в «детском» варианте. И, напротив, многие подростки, требуют предоставлять им новые права, и не спешат брать на себя дополнительные обязанности.

Третья причина — неопределенность ценностей современной жизни, размытость половых ролей, отсутствие четко выраженных нормативных требований к обязанностям подростков как будущих взрослых. Поэтому, для устранения конфликтов вокруг прав и обязанностей нужно решить два вопроса:1. нужно проговорить, что человек обычно имеет равное количество прав и обязанностей. 2. Чем взрослее он становится, тем больше обязанностей на него возлагают и тем больше прав он получает. Тогда можно договориться об уравнивании количества обязанностей подростка. Труднее решается вопрос об обязанностях, которые придется выполнить подростку. Сегодня общество слабо влияет на определение их, и обсуждать это нужно в каждой конкретной семье, с точки зрения принимаемого в ней эталона взрослого человека.

4. Отношение подростков к прошлому, настоящему и будущему. В целом этот возраст характеризуется ориентацией на будущее: стремлением скорее вырасти, ожиданием определенных радостей и свобод. Подросток старается выглядеть старше. Престижным становится общение со старшими сверстниками. До старшего подросткового возраста сохраняется инфантильное отношение к будущему. Оно воспринимается подростками как проекция настоящего, т. е. подростки представляют себе в будущем исполнение желаний настоящего, они видят мир сквозь «розовые очки». Поскольку подростки уже активно претендуют на признание собственной взрослости, такое «розовое» будущее может удивлять родителей и других взрослых. Они будут стремиться активно «заземлить» подростков. Некоторое «заземление» можно признать разумным, но при условии сохранения бережного и уважительного отношения к подростку. Иначе существует риск снижения собственного самоуважения.

5. Половая идентификация. Обычно в ней выделяют две линии; взаимосвязанные между собой: развитие половой роли и половой идентичности. Половую роль следует понимать как поведение человека, обусловленное принадлежностью к определенному полу. Половую идентичность можно рассматривать как представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения, сексуальной позиции. В этот период подростки начинают осознавать как собственные половые роли, так и идеальные роли, к которым хотелось бы стремиться. Можно сказать, что формируются эталоны женственности и мужественности, определяющие сознательное стремление подростков к их достижению. Сравнивая себя с имеющимися у них эталонами, подростки определяют степень своего соответствия, т. е. насколько полноценно в них воплощены черты женственности или мужественности. Это во многом влияет на общее самоотношение.

В процессе развития подростки проходят следующие этапы:

1 этап характерен для подростков младшего возраста (10- 11 лет), его можно назвать этапом воображения, поскольку формой полового поведения являются сексуальные фантазии. Они, как правило, носят нереальный характер и не соответствуют действительным возрастным возможностям и потребностям подростков. Некоторые из подростков не только эмоционально проживают свои фантазии, но и рассказывают о них сверстникам, выдавая их за реальные, существующие. Поэтому случайно услышанные родителями разговоры подростков о своих фантазиях могут привести к конфликтам, ошибочному приписыванию подросткам сексуальной распущенности.

2 этап можно назвать этапом дружбы. Становятся возможными первые гетеросексуальные действия, вызванные появлением влюбленности, суть которых заключается в предложении друг другу дружбы.

3 этап можно назвать этапом экспериментов, когда мотивом полового поведения является стремление познакомиться с его различными формами, узнать, что это такое. Имеющийся опыт служит предметом хвастовства друг перед другом, а подросток, не имеющий его, может чувствовать себя в чем-то неполноценным, опоздавшим. Этот этап можно считать своеобразной школой подростков. Главной потребностью подростков на этом этапе можно назвать возможность привлечения внимания лиц, противоположного пола. Как они сами говорят: «Хочется, чтобы на меня обратили внимание».

На 4 этапе становится возможным сексуальное поведение, основывающееся на сексуальном влечении. Именно в это время определяется индивидуальное половое поведение подростка. На развитие личности подростка оказывает влияние и темп полового созревания. Оно влияет на самооценку, социальную адаптированность и даже будущую жизненную успешность.

На развитии девочек может негативно сказаться слишком раннее созревание, когда половые признаки начинают явно проявляться уже в 5-6 классах. Некоторые девочки начинают стесняться изменившейся внешности, скрывать ее от окружающих, самооценка соответственно снижается.

Для мальчиков половое созревание, наоборот, предоставляет значительные преимущества, влияет на повышение caмооценки. Именно такие мальчики часто становятся лидерами. Позднее созревание может остро переживаться мальчиками, восприниматься как показатель собственной несостоятельности и слабости. Это время требует особенного внимания и поддержки окружающих.

Общение со сверстниками.

Влияние общения со сверстниками играет решающую роль на формирование личности подростка как в позитивном, гак и в негативном аспектах. Оно помогает успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Роль общения со сверстниками для подростков действительно велика, хотя внутрисемейное общение остаётся достаточно сильным, т. е. влияние сверстников на подростка во многом опосредуется его семьей. Доверительные отношения в семье могут скомпенсировать трудности в общении со сверстниками, помочь определить свою внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако верно и обратное. Непонятый, непринятый в семье подросток пойдет искать душевное внимание вне дома. Подросток, которого унижают близкие, будет компенсировать это насмешками, издевательствами над слабыми ребятами в компании. Таким образом, можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка.

Реальное усиление «Я» возможно в случае, если у подростка действительно есть достижения в какой-либо области — спорте, музыке и т. п. значимой в подростковой среде. Иногда усиление «Я» осуществляется не за счет реальных успехов, а за счёт принадлежности к группе, позволяющей почувствовать сильное «Мы». Поэтому подростки остро воспринимают критику взрослых в адрес своей компании — это означает ослабление их собственного «Я». Они испытывают тревогу при возможности потери друзей, переживают, если взрослые оказывают те или иные воспитательные воздействия. Однако группа сверстников дает лишь иллюзию силы. Но, если кто-то прибегает к этой иллюзии, значит, она ему нужна. Часто это происходит в тех семьях, где взрослые сами не чувствуют своей личной значимости. Внешне это может выглядеть как социальная или семейная неуспешность, например, малооплачиваемая работа или отсутствие полноценной семьи, конфликты в ней. Поэтому подростки полагают, что такие взрослые не могут быть образцами поведения, поскольку не обеспечили семье достойную жизнь. Другая причина — отсутствие в семье защищённости, поиск которой подросток осуществляет среди сверстников.

Для ощущения собственной силы подростку обязательно требуется «коллективный враг», вокруг которого концентрируются их объединенные агрессивные воздействия. Это даёт им ощущение собственной силы. Иллюзия собственной силы ощущается подростками через наличие рядом с собой слабого человека, в отношении которого можно позволить себе совершать объединенные насильственные действия.

Другой вариант — это вступление в неформальные группы, стихийно образующиеся компанией подростков на основе интересов, увлечений, различных видов досуговой деятельности, по выбранному типу поведения («фанаты», «хиппи», «панки», «металлисты» и т. д. ). С одной стороны, принадлежность к группе даёт поддержку еще довольно слабому «Я» подростка, за счёт сильного «Мы», таким образом, подросток ощущает собственную силу. В реальности группами руководят сильные подростки стремящиеся подавить всех остальных членов группы

Подростковая дружба оказывает содействие психосексуальному развитию подростков. Проявляется это себя двояким образом.

Во-первых, это демонстрация застенчивого поведения. Внешне такие подростки не проявляют своих чувств. Окружающим они могут показаться абсолютно спокойными, однако в душе могут бушевать сильнейшие переживания и неудовлетворенные желания. Как правило, они обладают повышенной склонностью к самоанализу и поэтому сравнивают себя с другими, чувствуют, что не соответствуют желаемым стандартам. Особенность таких ребят является склонность к самоунижению. И хотя может показаться, что им нравится быть только с самими собой, на самом деле они глубоко страдают от невозможности близких контактов.

Во-вторых, это излишнее стремление к лидерству, в данном случае имеющее защитный характер, т. е. подростки пытаются доказать окружающим, но в первую очередь самому себе собственную полноценность. Такой путь приводит к частым конфликтам со сверстниками, поскольку подросток не всегда может выполнять лидерские функции.

Рассмотрим общение подростков в подростковой субкультуре. Одна из ее неотъемлемых составляющих — матерная лексика. Ее специфика заключается в распространенности в подростковой среде. Широкое использование матерной брани современными подростками, также обозначает стремление освободиться от требований культуры, являясь своего рода антиповедением. Пребывание в позиции «анти», т. е. частичного разрушения культурных норм, наверное, необходимо для развития подростков.

Современные подростки, не имея возможности осуществить антиповедение в социально приемных формах, проявляют его в повседневной жизни через использование матерной брани и других форм поведения, включающих, как правило, агрессивные действия. Через антиповедение осуществляется знакомство подростков с тёмной стороной своей личности, «тенью», что необходимо для достижения их личной целостности. Чаще всего такое поведение носит временный характер, хотя, в некоторых случаях может стать источником стойкого ассоциального поведения. Это определяются не самой культурой, а, прежде всего атмосферой семьи подростка и его личностными качествами.

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ

НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Внимание педагогов и родителей привлечено, прежде всего, к изменениям в познавательной сфере ребенка. Их интересует количество приобретенной информации, овладение способами её переработки и использования, то есть то, что находит отражение в школьной успеваемости. Учебная успешность определяет удовлетворенность взрослых своим ребенком. Несколько сниженная по сравнению с желаемым эталоном успеваемость вызывает недовольство. И это понятно, поскольку взрослые полагают, что хорошая успеваемость ребенка является предпосылкой социальной успешности. Но многие педагоги и родители не предают значение тому важному обстоятельству, что в процессе деятельности учащийся не только получает образование, необходимое для его успешного функционирования и развития в период взросления, но и то, что школьное обучение оказывает существенное влияние на развитие личности. Это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Позитивные личностные новообразования. сложившиеся в процессе школьного обучения также необходимы для успешной жизни, как и хорошее образование, а негативные могут «свести на нет» любое самое элитное образование, существенно осложняют последующую социальную адаптацию и профессиональный рост, а иногда и семейную жизнь. Один из важнейших факторов — это субъективное восприятие учеником результатов своей учебной деятельности, как успешное, так и неуспешное. Учебная деятельность — это деятельность, направленная на усвоение знаний, накопленных человечеством. При этом ученик является субъектом, осуществляющим эту деятельность. Таким образом, неудача в учении — это несоответствие полученного ребёнком результата учебной деятельности желаемому результату. Эта ситуация вызывает достаточно сильное эмоциональное переживание. Длительность пребывания школьников в ситуации неудачи или же одиночное эмоционально значимая неудача может сформировать чувство неполноценности, собственной слабости, беспомощности, которая проявляется на поведенческом плане в двух вариантах. Первый (активный) — это стремление подростка скомпенсировать имеющееся чувство неполноценности через агрессивные действия, направленные на более слабых людей; второй (пассивный) вариант — это акцентирование своей слабости (как частный случай — склонность к заболеваниям).

Можно выделить три группы основных причин неудач подростков:

Социальные причины. Школьные неудачи чаще сопровождают учащихся из семей с очень низким или очень высоким доходами. Первым не уделяют достаточного внимания родители, занятые проблемой материального обеспечения семьи. Плохие бытовые условия часто мешают развивать детям свои интеллектуальные возможности. Вторые могут находиться в ситуации сверх требовательности родителей к их школьным успехам. Это вызывает страх несоответствовать предъявляемым требованиям.

Психологические причины. Эти причины можно разделить на две группы: 1) вызванные нарушением развития в онтогенезе; 2)обусловленные актуальной ситуацией.

Часто подросток неуспешен в учении из-за неуверенности в себе, чувства собственной неполноценности, которое сформировалось в детстве. Причиной, относящейся к актуальной ситуации, можно назвать дискомфорт в семье подростка. Очень часто школьные неуспехи – это признак глубокого душевного разлада самого подростка, связанного с тем, каковы его отношения с родителями.

Педагогические причины. Это совокупность неадекватных воздействий со стороны школы, включая организацию учебного процесса, построения программ обучения, стиль педагогического общения. Общение может содействовать усилению «Я» подростка, если будет способствовать его самоутверждению в глазах сверстников. Это происходит, если педагог проявляет уважение к чувствам и мыслям подростка, не допускает ситуаций оскорбления, насмешек.

Важность общения подростков с педагогами обусловлена и тем, что педагог может быть тем значимым взрослым, который послужит объектом для положительной идентификации, способствуя познанию подростков самого себя. Особенно это необходимо для ребят из таких семей, где родители не могут быть для них эталонами.

ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Одной из главных проблем во взаимоотношении детей с родителями — это отделение подростка от семьи, необходимое для достижения им в последствии зрелости, возможности принятия ответственности за свою жизнь. Результатом такого отделения является не разрыв подростка с семьёй, а установление новых партнерских взаимоотношений. Имеется в виду, что теперь они находятся в равных позициях и через диалог помогают друг другу в решении жизненных задач.

Если нарушается этот процесс, то в последствии может произойти полное эмоциональное отстранение человека от своей семьи. Возможен и такой вариант: отделения подростка от семьи по тем или иным причинам не происходит. Это можно назвать самым тяжелым исходом для подростка. В этом случае он остается в эмоциональной зависимости от родителей. Ему будет трудно принимать собственные решения. В последствии формируется склонность к отношениям зависимости от вышестоящих лиц, пассивная жизненная позиция. Сложно будут выстраиваться семейные взаимоотношения. Скорее всего, они будут строиться под контролем родителей или это влияние будет заменено зависимостью от мужа или жены.

Этот процесс редко протекает без осложнений. Основные причины этого можно отнести либо к характеру внутрисемейных отношений, либо к особенностям самого подростка. Чаще всего семье трудно «отпустить ребенка», то есть допустить начало отделения. Это может происходить по разным причинам.

Во многих семьях сын или дочь являются смыслом жизни матери, то есть мать живет только ради своего ребенка. Отделение его от семьи делает жизнь для неё бессмысленной, ей некого опекать. Довольно часто можно встретить семьи, в которых присутствует требование к ребенку быть первым, причем во всех возможных видах деятельности. В этом случае формируется сильный страх не соответствовать требованиям родителей, тому эталонному образу, который у них сформировался. Это не страх наказания, а скорее, страх потери родительской любви из-за невозможности достичь планки установленной родителями. Этот страх мешает процессу его отделения

Чтобы иметь возможность оказать эффективную помощь подросткам, нужно четко представить себе, на каком этапе отделения они находятся:

1 этап (II — 12 лет) характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью зависимости и стремлением к автономии. Подросток с одной стороны, сопротивляется проявлениям их заботы и ласки, а с другой — проявляет желание, чтобы его баловали. Таким образом, подросток перестает быть послушным и вежливым, каким был раньше. Родители, как правило, не понимают, что происходит с подростком, ужесточают запреты, что может вызвать у него острые эмоциональные расстройства.

2 этап — когнитивная реализация отделения (здесь сложно указать возраст, так как переход к этому этапу может затянуться на всю жизнь). Подросток доказывает всем — миру, родителям, себе собственную независимость. Чаще всего это уход в критику всего того, что делается родителями.

В этот период подростки особенно настороженно относятся к советам родителей. Они воспринимаются детьми как ущемления их самостоятельности и взрослости. Даже полезные советы немедленно отвергаются.

3 этап — эмоциональные реакции на отделение. Здесь может возникать чувства вины, гнева, депрессивной реакции, страх потери любви. Необходимо помочь родителям взращивать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка.

4 этап — поиск образцов идентификации. Пребывание в новом для него поле взрослой жизни, подросток ищет людей, которые бы выступить для него в качестве образцов для подражания, может недооцениваться взрослыми, так как исчезают внешние буйство и ранимость подростка. Может показаться, что он повзрослел и больше не требует поддержки. Однако, она необходима, но в другой форме.

Большинство современных родителей и подростков пытаются построить, казалось бы, новые взаимоотношения, оставаясь на старых позициях: подросток на детской, родитель – на опекающей и запретительной. При этом подросток отстаивает свои взрослые права, используя инфантильные средства: крик, плач, обиды т. п. Родители продолжают принимать те же воспитательные действия, которые были эффективными в прошлом.

Практическая часть

Для изучения особенностей взросления подростков нашей школы мы провели анкетирование учащихся 6-9 классов (всего 208 человек). ( Результаты представлены в таблицах в приложении №1)

Анкета составлена на основе представленной в работе теории. Анализ результатов даёт возможность увидеть особенности развития мальчиков и девочек, а также увидеть закономерности возрастного развития подростков.

Так, например, по результатам представленным в таблице № 2, можно сказать, что девочки 6а класса больше боятся будущего (23%), чем мальчики (0%). Девочки больше помогают родителям, чем мальчики (27% и 14%), 38% девочек считают, что у них больше обязанностей, чем прав, мальчиков же таких лишь 11%. В то же время 100% мальчиков ждут светлого будущего, а девочек таких лишь 69%.

Особенностью 6Б класса является то, что всего 40% мальчиков и 55% девочек считают своё будущее светлым.

Особенностью 8А класса является то, что 6% девочек считают себя старше своих сверстников, мальчиков же таких 50%.

В 9А классе 40% девочек и 50% мальчиков считают, что у них больше обязанностей, чем прав, при этом никто не отмечает, что помогает родителям. В 9Б классе же из 40% девочек и 11% мальчиков помогают родителям соответственно по 20% и 22%. А в 9В классе 100% девочек считают, что у них больше обязанностей, чем прав, мальчиков таких 50%, помогают родителям 11% девочек и 25% мальчиков.

Вывод: В 6А классе мальчики очень жизнерадостны, смотрят на жизнь сквозь «розовые очки», девочки более «заземлены», более настороженно относятся к своему будущему.

В 6Б классе лишь половина ребят ждут светлого будущего, а остальные его боятся или к нему безразличны: скорее всего, такое отношение связанно с социальным статусом семьи.

В классе 38% полных семей, 28% одиноких матерей, 17% воспитываются бабушками или отцами, всего 33% семей можно назвать социально благополучными (полная семья, родители работают, не пьют, имеют достаточный материальный достаток).

В 8А классе половина мальчиков считают себя взрослыми, скорее всего они выдают желаемое за действительное.

В 9м классе особенно проявляется проблема несоответствия заявки подростков на свои права и нежелания брать на себя дополнительные обязанности.

По результатам представленным в таблицах № 3 и 4 мы выявили некоторые закономерности подросткового развития девочек и мальчиков. Так, например, мы обратили внимание, что девочки 6х-7х классов хотели бы поменять своё имя (17% и 26%), у мальчиков же эти цифры соответственно 11% и 4%

Количество девочек, которые считают, что у них больше обязанностей, чем прав растёт с 6 по 8 класс (с 28% до 36%), в то время как девочек помогающих родителям с каждым годом становится всё меньше (с 33% до 6%).

Вывод. В силу того, что девочки физически взрослеют быстрее, скорее всего и психологическое взросление наступает раньше. Подростковые проблемы для девочек 6-8 классов проявляются острее. Из ребят предпочитающих одиночество 75% девочек и 25% мальчиков. Скорее всего, это связано с трудностями в общении. Из таких ребят 20% воспитываются в социально неблагополучных семьях, 40%-новенькие,30%-неаккуратные, 10%-из интеллектуальной «элиты» школы.

По результатам представленным в таблице№5 можно говорить об общих закономерностях взросления подростков нашей школы.

Так проблема неприятия своего имени больше характерна для учащихся 6х, 7х классов.

Большинство учащихся 6-9 классов относят себя к группе подростков (90%, 75%, 97%, 87%), выделяются лишь учащиеся 7х классов, из которых 16% считают себя взрослыми, но, скорее всего, они выдают желаемое за действительное.

Отношение к будущему, скорее всего, зависит не от возраста, а от социального статуса семьи. В свободное время учащиеся больше всего гуляют. Процент таких учащихся растёт с 6 по 8 класс (с 31% до 60%), девятиклассники же больше посещают секции (43%).

Читают очень мало все (6%, 2%, 3%, 0%).

С 6 по 8 класс растёт число родителей, принимающих вкусы своих детей (65%, 66%, 77%), вместе с тем растёт число родителей относящихся к ним безразлично. Во всех возрастных группах достаточно большой процент родителей одобряющих дружбу своих детей со сверстниками противоположного пола, соответственно 9%, 3%, 7%, 8% не одобряют, 18%, 24%, 13%, 14% относятся безразлично.

У родителей и подростка складываются новые взаимоотношения. Они учатся понимать друг друга. Этим можно объяснить то, что большой процент родителей принимает вкусы своих детей и их дружбу со сверстниками. И это положительный момент, потому что, скорее всего, в этих семьях происходит необходимое подростку отделение от «родительского гнезда».

Те родители, которые не одобряют дружбу подростка с противоположным полом, скорее всего, не хотят отпускать ребенка из-под своей опеки, не дают ему возможности становиться самостоятельным. Но это может пагубно сказаться в дальнейшем, так как ему необходимо учиться приобретать свой жизненный опыт.

Безразличие родителей ко вкусам подростка и его дружбе со сверстниками можно объяснить самыми разными причинами. Мы проанализировали социальный статус семей, в которых они воспитываются и увидели, что это семьи самые разнообразные:

1. Неблагополучные семьи (пьющие, неработающие родители).

2. Семьи, в которых дети являют приёмными.

3. Неполные семьи.

4. Семьи, где подросток является старшим из детей.

5. Достаточно благополучные, но очень занятые родители (учителя, предприниматели).

По результатам изучения особенностей взросления подростков нашей школы, можно выявить следующие закономерности:

1. С возрастом у ребят всё больше проявляется потребность в общении со сверстниками.

2. Интерес к интеллектуальным занятиям падает.

3. С 6 по 9 класс всё более актуальной является проблема несоответствия желаемых прав и нежелания выполнять предъявляемые взрослыми обязанности.

4. С 6 по 9 класс растёт число подростков, для которых актуальной является проблема взаимоотношений «отцов и детей».

Подтверждается гипотеза о том, что пик возрастных проблем приходится на 7 класс,

1. Неприятие своего имени.

2. Ощущение мнимой взрослости.

3. Ощущение одиночества.

4. Трудности во взаимопонимании родителями.

Чтобы облегчить процесс взросления, подросткам необходимо понимание взрослыми их возрастных проблем, необходимо оказание психологической поддержки. Необходимость такой поддержки обусловлена ещё и социальным статусом семей, в которых они живут.

Социальный портрет учащихся нашей школы.

Всего учащихся 235 %

Один ребёнок в семье 122 43

Два ребёнка в семье 117 50

Три ребёнка и более 16 7

Проживает с мамой 55 23

Проживает с отцом 9 4

Проживает с бабушкой (дедушкой) 10 4

Опекаемых 13 4

Малообеспеченных 22 9

Асоциальные семьи 10 4

Хорошо обеспеченные семьи 14 6

Одним из вариантов психологической поддержки может быть цикл занятий, который мы предлагаем

Дети взрослеют

Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

  • Родители должны поставить границы для подростка, но они должны быть намного шире *** Одежда — разрешить, компания — строго.
  • У них все колеблется, сами удержаться не смогут, им нужны границы. Родители должны стать опорой и установить для них ограничитель (***Как перила на мосту, чтобы не свалиться).
  • Границы они не любят, но они важны.
  • Пересмотреть свои требования к ним: что важнее: мода, цвет волос, брюки… или уберечь их от алкоголя, наркотиков…
  • Важно переживать интересы детей, но не лицемерно! Жить вместе с ними их проблемами! Дети не любят обман, фальшь сразу замечают.
  • Беседуя с подростками, не говори запретами (***Это мерзость! Это зло!”) Старайся говорить от первого лица (***Я тоже так думал, а теперь я знаю, Господь помог мне понять, победить, выйти из того состояния).
  • Подросток нуждается в любви, понимании!!!
  • Определение себя как личности — Самоопределение — Самоутверждение — Самопознание — Самооценка — Стремление к совершенству и требование его от других — вовлеки в работу церкви, помоги повлиять на жизнь других.

Психологическая характеристика подросткового возраста.

Резкое ухудшение поведения:

  • Негативизм (желание поступать вопреки чужой воле), упрямство, драчливость, противопоставление себя учителям и взрослым.
  • Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связаны и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт — тревога, страхи, ощущение одиночества…
  • Реакция Эмансипации — выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых.
  • Реакция группирования со сверстниками (оборотная сторона первой).
  • Выраженность акцентуаций характера. Характер и содержание кризиса обусловлены тем, насколько остры противоречия, определяющие социальную ситуацию развития ребенка.

Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены “задачами развития”:

 Приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела.

 Достижение социально-приемлемой взрослой сексуальной роли.

 Достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола.

 Развитие интеллектуальных способностей.

 Выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми строится поведение.

 Достижение социально ответственного поведения.

 Выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности.

 Достижение экономической независимости.

 Подготовка к браку и семейной жизни.

Пубертатный кризис. (Затянувшийся кризис).

Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.

 Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме

 Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.  Увеличивается рост и вес (у мальчиков, обычно в 13-15 лет, иногда до 17-ти, у девочек – на 2 года раньше).

 Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности – удлиняются руки и ноги, и в последнюю очередь, тело.

 Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры (иногда на 15 см за год вырастает подросток)

 Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети ощущают себя неуклюжими, неловкими.

 Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания — и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос (у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах; у других голос меняется медленно).

 В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга – для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Это вызывает быструю смену физического состояния и настроения.

 Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. – Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность.

 Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать гормональную бурю. У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей; у них постоянно усиленная секреция желез коры надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защитных сил организма, его напряженное функционирование в тяжелых, стрессовых ситуациях. – Они как будто бы всегда находятся в стрессовых ситуациях. *** «В 14 лет мое тело будто взбесилось».

 Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

 Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу (девочки совсем отказываются от пищи…).

 Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить понимание и тактичность. Бестактные замечания, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

 На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывают влияние темп полового созревания. Акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Они более уверенны в себе, держатся спокойнее. Дети с поздним созреванием менее популярны среди сверстников, становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще низкая самооценка, появляется чувство отверженности.

ФИЗИЧЕСКИ — он меняется: рост скелета и конечностей в длину; фигура угловата, движения неловкие.

  • часто чувствуют себя усталыми, неуклюжими, думают, что привлекают всеобщее внимание
  • наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы — временные функциональные расстройства кровообращения
  • голосовые связки удлиняются вдвое — ломка голоса
  • переживает приливы энергии, сменяемые апатией; иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения)
  • повышенный обмен веществ
  • обладают большим аппетитом
  • усиление деятельности желез внутренней секреции
  • период полового созревания (Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.)
  • повышается возбудимость, раздражительность, вспыльчивость
  • предпочитает игры со своим полом, т.к. девочки развиваются быстрее
  • мальчики играют довольно грубо
  • это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов

Предлагаем:

  • Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит.
  • Необходимо дать правильные знания об этом. Правильное христианское понятие о семье. При этом такие беседы проводить отдельно с мальчиками и отдельно с девочками.
  • Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе с малышами, поднимать их значимость. Обеспечьте их занятость в воскресной школе.
  • Раскрыть библейское понятие о посте и молитве, говорить о теле, как Божьем сосуде.
  • Четкий режим дня, включающий чтение Библии и молитву – важнейшая часть жизни подростка.

УМСТВЕННО — он критик.

  • все подвергает критике, настроен особенно критично к авторитетам
  • трудно принять те соображения, которые идут в разрез с желаниями
  • не признает приказов, но открыт для предложений
  • хочет усовершенствовать свои способности, желает сделать что-то непрактичное или даже невозможное
  • мышление абстрактное, развивается теоретическое рефлексивное мышление, развивается память и внимание, начинает строить гипотезы, размышлять и теоретизировать, рассуждает гипотетико-дедуктивно (Обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.)
  • мыслительный процесс является результатом опытного знания, включающего опыт, открытие, творчество, адаптацию и взаимодействие
  • может размышлять, нелегко передает эти мысли словесно
  • способен прогнозировать последствия своих поступков
  • умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи
  • способен на системный поиск решений
  • развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение…
  • анализирует абстрактные идеи, ищет ошибки и логические противоречия в суждениях
  • происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти
  • требует фактов и доказательств, не любит разделять одинаковые убеждения с другими
  • развивает возможности принимать свои личные решения, основываясь на собственной системе ценностей, чаще всего принимает идеалистические решения, учится на основании того, как применить это на практике ***”Мастер и Маргарита” Булгаков, “Гроза” Островский, Валеология…куклы, воспитывающие чувство материнства и куклы Барби…

Предлагаем:

  • Снабдить его необходимыми материалами, которые помогут ему доказать себе самому те истины, в которых он сомневается. Не пугаться сильно, если подросток выражает сильную критику, особенно в адрес тех, кто больше всего о нём заботится.
  • Рассказывай и свидетельствуй о жизни Иисуса Христа, о Боге, о Духе Святом. Говори о радости спасённого грешника и верующего человека.
  • Давай побольше «пищи» для размышления.
  • Постоянно утверждай авторитет и силу Слова Божьего во все времена и во всём мире.
  • Поощряй творческую деятельность, показывай нужду в его помощи, но не перегружай.
  • Учи отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе.
  • Практикуй постоянное чтение Библии, говори о важности и необходимости изучения Писания.
  • Побуждай к качественному и вдумчивому чтению.

СОЦИАЛЬНО — он желает дружбы.

  • придает важное значение честности, бескомпромиссный
  • желает быть признанным в кругу друзей, идентификация (слияние себя) с группой сверстников; считая себя уникальной личностью, он, в то же время, стремиться внешне ничем не отличаться от сверстников ***отсутствие куртки такой же, как у всей его компании, он переживает, как трагедию
  • чувство взрослости — претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию (сигареты, новые выражения; девочки сравнивают свою одежду, прическу с образцами, которую видят на улице, на обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений)
  • подражание взрослым идет и по линии развлечений, романтических отношений: свидания, записки, поездки за город, дискотеки… подростку полезно пройти через такую школу взаимоотношений, научиться брать на себя разнообразные роли
  • чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей (внешность, отношение с ровесниками, учебы…)
  • девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками; мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста
  • появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения — он эмоционально защищает свою точку зрения, даже если она через пару недель изменится
  • важно, что о них думают другие, как отнесутся другие; тенденция к взрослости — стремление казаться и считаться взрослым
  • делает все, чтобы понравиться другим, чтобы его полюбили
  • важно, чтобы кто-то любил и принимал подростка, он ищет одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей
  • следует правилам, не любит, когда другие не следуют
  • недружелюбные отношения между мальчиками и девочками
  • развивает индивидуальные лидерские способности
  • зависит от родителей, но хочет в большей степени независимости
  • чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны
  • ценит близкую дружбу, важно слушать их, проводить время с ними, делать вместе!
  • увлекает соревновательская деятельность
  • может быть очень критичными и требовательными к другим людям
  • пылко влюбляется и создает себе кумиры
  • интересуется противоположным полом *** пример на листочках, 2-х склеенные листочки — о внебрачных половых связях; Сказка о розе, не сохранившей себя для молодого принца
  • хочет подражать бесстрашным героям и волевым людям
  • разрыв семейных связей — растёт желание дружить с группой сверстников; желает быть независимым от своей семьи
  • авторитет родителей может значительно колебаться или утратиться навсегда
  • за честь семьи может вступить в глубокий конфликт с обидчиком, но не прощает и родителям малейших оплошностей
  • может быть подвержен влиянию моды, легко увлекается модным

Предлагаем:

  • Обязательно поднимай авторитет родителей. На примере притчи о блудном сыне и др. библейских сюжетах докажи опасность такой независимости.
  • Провозглашай привилегию быть дитём Божьим.
  • Научи подростка ориентироваться в библейских истинах и сопоставлять их с мнениями взрослых; докажи, что истинным мерилом поведения является Слово Божье, а не пример или мнения других.
  • Учи строить отношения в атмосфере доброжелательности и полного доверия.
  • Утверждай «силу в кротости», подтверди примерами из жизни Иисуса Христа.
  • Развивай умение жертвовать первенством, уступать, не завидовать.
  • Приложи все усилия, чтобы отношения подростков могли быть нелицеприятными. Учи их состраданию и милосердию ко всем людям.
  • Будь всегда опрятен, скромно и чисто одет. Непрестанно напоминай, что каждый верующий – храм Божий, и важно не внешнее украшение, а его внутреннее содержание.

ДУХОВНО — он нуждается в изменении.

  • начинает понимать библейскую символику
  • желает сам найти истину, задавая тяжелые вопросы — искать ответ в Библии!
  • склонен подвергать критике систему ценностей взрослых: у него начинает формироваться своя система взглядов и ценностей
  • в ровесниках и взрослых прежде всего ценит честность
  • рассказывает своим друзьям о Боге
  • хочет посещать церковь, помогать в служении
  • духовные переживания его являются подчеркнуто личными: разговаривать с Богом, слушать Бога
  • хочет иметь такую религию, которая будет изменять его жизнь, удовлетворять стремления и менять его идеалы
  • принимает решения с точки зрения христианской жизни — помочь ему возрастать в мудрости: решать проблемы, полагаясь на Бога
  • возникает интерес к проблеме вечности, жизни после смерти
  • их самые глубокие желания не могут быть удовлетворены никем, кроме Иисуса
  • изучает взаимоотношения веры и его жизни
  • хочет, чтобы вера стала его собственной, стремится к личному контакту с Богом.

Предлагаем:

  • Последовательно и систематически учи подростков библейским истинам, рассказывай о Божьем плане спасения всего грешного мира. Показывай несостоятельность мирских взглядов и ценностей, утверждая основные христианские доктрины. Целенаправленно и настойчиво веди подростков к общению с живым Богом.
  • Развивай это качество прежде всего в себе, поощряй честные и открытые отношения.
  • Находи веские и аргументированные свидетельства проявления Божьей силы и милости. Рассказывай о себе, приводи яркие примеры из Библии.
  • Открывай подросткам истину о Боге живом и вечном, веди их к покаянию, прощению и спасению через Иисуса Христа.
  • Настойчиво отдаляй его от лжеучений, утверждай единство Бога и авторитет Слова Божьего.
  • Помоги правильно организовать «час тишины» – время личного общения с Богом.
  • Нужно учить Божьим стандартам и о том, как одержать победу над грехом.
  • Указывай, что победа над любым грехом возможна, если они всецело отдадут себя Господу и будут жить в полной зависимости от Духа Святого.

ЭМОЦИОНАЛЬНО — он колеблется (неустойчив).

  • эмоции неустойчивы и зависят от его физического состояния
  • не достает эмоционального контроля: радость и ликование — впадает в глубокое отчаяние; способен проявить сдержанность, когда находит это нужным
  • бурно реагирует на определенные ситуации — громким смехом или плачем без причины
  • вспыльчив, раздражителен, груб
  • бывает груб, самолюбив и обидчив
  • повышается возбудимость центральной нервной системы — легко ранимы
  • важно обеспечить защиту и понимание, чего в сущности желают подростки
  • обладает энтузиазмом
  • обладает чувством юмора
  • склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду

Предлагаем:

  • К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но не потакать капризам.
  • Будь терпим к проявлению вспыльчивости, постепенно вводи и утверждай значимость заповеди «Возлюби ближнего своего…»
  • Старайся чаще говорить о Божьих обетованиях и условиях их выполнения; о верности и неизменности Бога, уповании на Него.
  • Не гаси в подростке энтузиазма. Вдохновляй его на добрые дела, учи стойко переносить неудачи.
  • Внимательно следи, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами.
  • Утверждай христианские ценности: любовь к Богу, уважение ко всем людям, честность, добродетель, и т.п.

Под редакцией В.И.Федоровой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *